Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту



«Славянский Свет» обретает европейский масштаб

«Славянский Свет» обретает европейский масштаб

Организованный издательским домом «Инфоринг» фестиваль «Славянский Свет» нынче проходил в йыхвиском парке не один день, как раньше, а три. К традиционным выступлениям самодеятельных и профессиональных мастеров искусств, ярмарке ремесленников, мастер-классам национальных культур, ресторанам национальных кухонь, детской площадке в этом году добавился целый второй фестиваль в рамках основного - «Фестиваль вин». Ну а если посмотреть на карте места, откуда съехались участники, и места, чьи культурные традиции были представлены на различных фестивальных площадках, то убедишься, что «Славянский Свет» сделал серьёзную заявку на вхождение в ряды фестивалей европейского масштаба. Во-первых, потому, что тысяча с лишним выступавших на нём артистов съехались из стран и регионов, расположенных от Великобритании на западе до Краснодарского края на востоке, от Белого моря на севере до Черноморского побережья на юге. Во-вторых, они представляли традиции и славянских народов, и балтийских, и средиземноморских, и даже коренных жителей Америки.

Разноликая культура
- Оногдысь на передызи было порато студенó…
Русский спелл-чекер в компьютере реагирует мгновенно, и четыре основных слова в этой фразе сразу подчёркивает как «иностранные». Он их не понимает. Хотя русское ухо более чутко, оно всё-таки улавливает в этом нечто родное, и в голове рисуются смутные образы. И правильно, потому что это тоже русский язык, только в одном из самых удивительных своих воплощений - поморском. Поморская речь - осколок далёкого прошлого, когда во времена вятичей-кривичей русская нация только-только начинала зарождаться.
- Не, ты що, парень, в деревнях у нас так и говорят, - опровергают женщины из архангельского театра народной культуры «Сузёмье» сомнения журналиста, не остался ли этот окающе-цокающий северный говор лишь в музеях да на сцене. Произнесённая поморками фраза, на которой споткнулся компьютер, на самом деле самая что ни на есть житейская: «нынче в передней избы было очень холодно». Северная речь и культура ещё живы и даже в наш информационный век вызывают неподдельный интерес, что подтвердилось и на сцене «Славянского Света».
Именитый коллектив, который в своём творчестве соединил народные напевы и современные аранжировки, публика «Славянского Света» заставила спеть на бис. Речь уже о группе «Иван Купала», чей хит «Здорово, Кострома!» знаком миллионам слушателей.
- Материала для песен много, - рассказали музыканты «Инфопрессу» о жемчужинах народного песенного творчества, которые они «вплетают» в свои композиции. - Но и работать с ним очень трудно. Представьте, что у вас мозаика, состоящая не из ста, а тысяч из двадцати элементов, и порядок их сбора один-единственный.
Современному человеку фольклор очень нужен, потому что наш век урбанизации, глобализации и инфотехнологий человек отрывается от своих корней, но если не умом, то сердцем чувствует это и стремится сохранить связь с родной почвой. Об этом говорили нам и участники «Ивана Купалы», и лидер эстонско-украинской фолк-рок-группы «Свята Ватра» Руслан Трочинский.
- Пускай в этом мире будет множество народностей, от этого никто не пострадает, а, наоборот, обогатится, - уверен Руслан, по мнению которого, творчество также должно внушать людям, что каждый должен посадить в жизни своё доброе семя.
Славянской культуре отнюдь не чужды и ритм, и эксцентрика. Можно считать это неизбежным изменением культуры под влиянием времени, а можно найти соответствующие начала и в языческих глубинах веков. В любом случае, зрители «Славянского Света» с восторгом принимали не только напевные, но и динамичные номера. К примеру, спектакль петербургского клоун-мим-театра «Мимигранты» «По барабану!». В нём, по словам художественного руководителя коллектива Александра Плющ-Нежинского, показано, что ритм - это в человеческой жизни очень многое: биение сердца, частота дыхания, скрип детской коляски… Кстати, собравшиеся в Йыхви увидели спектакль одними из первых, и их реакция, возможно, повлияет на его совершенствование.
Настоящие волны эмоций перекатывались по парку, когда на сцену вышли певцы из английской группы «Londonbeat», исполнившие «I’ve been thinking about you» и другие мировые хиты. В кратком интервью для «ИП» музыканты сказали, что восхищены приёмом и… природой Эстонии.
Хорошим заключительным аккордом фестиваля стало выступление заслуженного артиста России Альберта Асадуллина, в чьём творчестве также очень сильны народные мотивы.

Дело для тамады и Бахуса
А тем временем по парку разгуливал в сопровождении нимф бог виноделия. Он допытывался у всех - знают ли они его имя - и отвечавшим наливал вина из повешенного на плечо бурдюка. Бахус, он же Вакх, он же шоумен Геннадий Карп рекомендовал всегда помнить слова классика:
- Лучше Омара Хайяма не скажешь. «Запрет вина - закон, считающийся с тем, кем пьётся, и когда, и много ли, и с кем. Когда соблюдены все эти оговорки, пить - признак мудрости, а не порок совсем».
Время от времени Бахус подходил к поставленной на горке бочке, нимфы начинали танец в винограде, а из бочки струилось красное вино для всех желающих.
Вино - тоже часть культуры и настоящая дружба с ним - признак культурного человека. Это и хотели сказать организаторы «Фестиваля вин». Здесь можно было попробовать напитки из разных стран, а как при этом сохранить чувство меры - рассказывал тамада Ааре Реббан.
- В нашей жизни искусство тамады очень нужно, потому что некоторые не умеют общаться со спиртным. А ведь после окончания мероприятия надо не оставаться там, где оно проходило, а прийти домой, - многозначительно заметил он.
Тамада - понятие не только кавказское, как может показаться на первый взгляд. По словам Ааре, в Эстонии тамада традиционно связан с проведением свадеб, а на Кавказе - любого застолья. В родном для Реббана Сетумаа в задачи тамады раньше входило ещё и следить за тем, чтобы в маленьком народе не происходило кровосмешения.
- Искусство тамады есть и в Скандинавии. Но там тосты длинные и скучные, как будто книжку читают. На Кавказе могут посмотреть на птичку, начать тост… и ты не знаешь, чем он закончится. Наверняка словами о женщине, - поделился Реббан.

Знакомые и незнакомые исполнители
В этот раз, как и в прежние годы, на фестиваль приехало много самодеятельных коллективов как очень близких - из родного уезда, - так и из разных уголков Эстонии. Немало было и зарубежных артистов.
Так, второй фестивальный день на центральной сцене в парке открывал польский ансамбль народного танца «Pierwiosnek» из Душников. Поляки – гости фестиваля, оказавшиеся на йыхвиской сцене в рамках параллельно проводящихся в выходные дни «Дней Польши» в Йыхви, Мяэтагузе и Иллука.
Но если польские танцоры воспринимались зрителями, скорее, как некая экзотика из польской глубинки, ансамбль эстонского народного танца «West» из глубинки уже нашей, эстонской, из Хаапсалу, оказался самым что ни на есть своим: эмоциональный накал выступления танцоров очень даже мог поконкурировать с русской темпераментностью. После выступления мы не могли не поинтересоваться у хаапсалусцев: насколько уютно чувствуют они себя на массовом славянском гулянье?
- Еще как уютно! Мы уже второй год сюда приезжаем и еще хотим! Здесь очень хорошо все организовано. В Эстонии вообще проводится только два настоящих фестиваля: это Выруский фольклорный фестиваль и «Славянский свет», - говорили хаапсалуские танцоры.
На фестивале выступили хорошо знакомый у нас в уезде хор русской песни «Зоренька» из Кохтла-Ярве, женская группа народного танца «Таммику» из Йыхвиской волости, ансамбль народного танца «Геви» из Йыхви, детский фольклорный ансамбль «Ручеек» из Кохтла-Ярве. Сразу несколько творческих коллективов приехали на праздник из Нарвы. Это ансамбль русской песни «Берегиня», детский фольклорный ансамбль «Гусельки», фольклорная группа «Купалинка», хор и танцевальный ансамбль «Надежда». География творческих коллективов из Эстонии представлена была широко: это и Таллинн, и Раквере, и Кунда, и Кивиыли, и Пярну… Российские, белорусские самодеятельные коллективы также были на любой вкус: и пение а’капелла, и народные мотивы, и аккордеонная музыка, и современные вокальные произведения. Яркой звездочкой мелькнула на «Славянском свете» пока еще мало известная исполнительница из российского Армавира Ксения Вакуленко. Сильный и красивый голос молодой исполнительницы, ее мягкая интеллигентность притягивали слушателей. Возможно, через несколько лет мы узнаем, что открывали новую звездочку российской эстрады именно на «Славянском свете» в Йыхви.
Но не только песни и танцы на трех сценах дарили удовольствие всем присутствующим на празднике. На парковых дорожках Театр моды Ирины Корнешенковой устроил променад старинных нарядов, в другой стороне парка проходила реконструкция сражения времен Северной войны, где «солдаты петровской армии» дрались со «шведами».

Традиционное ремесло
«Славянский свет» уже традиционно ознаменован возможностью прикоснуться к народным ремеслам. И не только прикоснуться, но и что-то приобрести для себя. Народные умельцы со всех уголков Эстонии предлагали деревянную посуду, изделия из дерева, бисероплетение, вещи вязаные и валяные, вышивку, и даже… картины из рыбьих косточек, которые делает кохтлаярвеска Мария Тузова: на черном бархате в аккуратных рамочках сидит то птичка, то какое-то животное. А вот и паучок сплел ажурную паутинку. Еще Мария мастерит обереги и куколки-берегини, которые также попали на ярмарку рукоделия.
Детвора могла освоить роспись по дереву в комнате мастеров, покататься на лошадях или каруселях, в импровизированном загоне посмотреть на экзотических альпаков, погладить козочек и теленка, привезенных в качестве мини-зоопарка с хутора Конью.
В конце каждого из трех фестивальных дней на центральной сцене среди всех приобретенных зрителями билетов проводилась лотерея «Цветок папоротника». Мы проследили за церемонией вручения лотерейных трофеев в субботу. Первым призом оказался красивый зонтик, предоставленный спонсорами из Петербурга. Его вручили Алле из Йыхви, Дайзи из Таллинна получила набор бокалов, Андрей из Кохтла-Ярве – расшитые нарядные валенки. Зинаида из Кивиыли получила двухкилограммовый набор подготовленного мяса для шашлыка, а также гранатовый сок от азербайджанского ресторана «Киш-Миш».
Небольшая заминка вышла с пакетом выходного дня на двоих в спа-отеле Нарва-Йыэсуу. Номер билета довольного победителя, коим оказался мальчик-подросток, немножко не совпал с теми цифрами, что зачитывал конферансье. Вторая попытка отыскать того, кто отправится на выходные в город-курорт, также не принесла результата. Никто из присутствующих в парке зрителей выигрышный номер у себя не обнаружил. Тогда публика сошлась во мнении, чтобы приз достался мальчишке, который первым выбежал на сцену. Парнишку пригласили снова - и теперь уже вручили ему сертификат.
И главный приз - шикарный чайный сервиз «Колокола» - по итогам лотереи достался Вячеславу из Йыхви.

Алексей СТАРКОВ, Татьяна ЩЕРБИНИНА
Инфопресс №29 (2013 г.)

Юбилейный «Славянский Свет» был организован издательством «Инфоринг», медиа-студией «ИВТВ», НКО «Унифест» при поддержке посольств России, Беларуси, администрации Санкт-Петербурга, руководства Йыхви и Нарвы, целого ряда фирм.

Возврат к списку