Утро начинается с… Арины
Очередным гостем международного медиа-клуба «Импрессум» в Таллинне стала ведущая «Доброго утра» на Первом канале Арина Шарапова, чья «фирменная» улыбка и жизненный оптимизм даже унылым утром способны взбодрить кого угодно. Для многих телезрителей не только в России, но и за ее пределами утро начинается со встречи именно с этой популярной телеведущей. Потому и заседание «Импрессума» с участием Арины Шараповой озаглавили «Утро начинается с ТВ», хотя беседа с телезвездой вышла далеко за рамки темы. А поучаствовать в мероприятии учредители клуба – обозреватель «Комсомольской правды» Галина Сапожникова и издатель этой газеты в Северной Европе Игорь Тетерин – по традиции разрешили не только журналистам, но и всем заинтересованным.
Телевидение просвещает
С фразы из фильма «Москва слезам не верит» – «Лет через 20 не будет ни театров, ни кино. Будет одно сплошное телевидение» – начал беседу Игорь Тетерин.
«Смею не согласиться, – оживилась гостья. – Нельзя сказать, что телевидение заполонило все, хотя с обществом оно связано очень крепко. Сегодня в Москве, например, в театры не попасть, а чтобы сходить на выставку, нужно отстоять длинную очередь. В то же время на российских телеканалах, в частности, на Первом, появляется много просветительских программ. Это новый виток в телевизионной эре, когда телевидение ненавязчиво поучает. Это культурно-бытовое просвещение телезрителя, который после нестабильных 90-х получил жизненную стабильность, а с ней возможность и желание наконец-то заняться собственной жизнью».
В подтверждение своих слов Шарапова привела программную сетку дневного вещания Первого канала. Много советов (от кулинарных рецептов до любовных флиртов) предлагается уже в самой ранней программе телеканала «Добром утре», за которой следует «Контрольная закупка», помогающая, по крайней мере, российскому потребителю ориентироваться в огромном количестве продуктов. Далее идет ток-шоу Елены Малышевой «Жить здорово!», где внимание уделяется привычным бытовым вещам. А в «ЖКХ» Елена Проклова помогает общаться с разными бытовыми органами, тут выясняется, что мало кто из обывателей знает, куда нужно обратиться за тем, чтобы, к примеру, починить крышу в многоквартирном доме. Следующее за этим ток-шоу другое – «Модный приговор» – произвело настоящий фурор в зрительской среде (домохозяйки стали причесываться, обращать внимание на то, как выглядят сами, в чем ходят их дочери-подростки) и спустя уже более трех лет выхода в эфир продолжает пользоваться успехом.
Ну а новый авторский проект Леонида Парфенова «Какие наши годы!» в рамках развлекательного шоу дарит публике «экскурсионные туры» в СССР, погружает в то время и позволяет пережить ту эпоху и те события заново. Эта программа заставляет задуматься, вспомнить, проанализировать, позволяет правильно расставить акценты за своей спиной, ведь не зная собственного прошлого трудно идти в будущее.
«Сегодня российское телевидение, вступив в полосу серьезной экономической стабильности, может позволить себе не столь много рассуждать на политические темы, а обучать людей вот такой обыкновенной жизни, – считает телеведущая. – Кроме того, российское телевидение теперь имеет возможность показывать лицензированные американские и европейские программы. Это ранее было в России невозможно, а теперь мы на российском телевидении делаем то же самое, что и наши коллеги за рубежом, значит, наша страна стала частью большого международного пространства».
«Чернуха» и «желтуха» – выбор народа
Следующим заявлением Шарапова ошарашила добрую часть аудитории: «Никогда раньше российское телевидение не было таким народным, каким оно является сегодня. Убийства, кровь, катастрофы и прочие ужасы, «желтизна» – неотъемлемая часть этого понятия. Такие сюжеты привлекают колоссальное внимание людей, вызывают огромный интерес, поэтому их и ставят в телеэфир. Лично я люблю созерцать солнце, а вида крови просто боюсь, но таких как я, оказывается, единицы. Еще в средние века на главной площади города собиралась тьма народу, чтобы посмотреть на казнь, приходили заранее, занимали места поближе. Никто не лицемерил, все прямо говорили, что это интересно. Это пример из человеческой психологии. И даже те, кто утверждает, что сплетни и происшествия – это отвратительно, все равно прислушиваются и к слухам о «звездах», и хотя бы одним глазком следят за катастрофами и бедствиями».
«Я не хочу, чтобы кто-то «раскачивал лодку»
«Но помимо того, что телевидение сегодня играет огромную роль в просвещении масс, оно продолжает оставаться серьезным оружием, которое может сеять панику, создавать в стране нестабильность. Но мне как журналисту, как гражданину Российской Федерации совершенно не хочется, чтобы кто-то «раскачивал лодку», – говорит Арина Шарапова, работавшая и правительственным корреспондентом, и ведущей информационных программ. – Межнациональные конфликты не обошли Россию, у нас они были и есть, и их не замалчивают, это болезненные истории. Но грамотный журналист, информационщик должен следить за тем, чтобы подавать материал без своего личного отношения. Я сама, работая во время войны в Карабахе, боялась создать ситуацию, которая могли бы обидеть одну из сторон. Неправильно сказанное слово – это взрыв, эмоциональный, физический… Журналист просто не имеет права его спровоцировать. К настоящему времени мы в России достигли огромного успеха в том, как правильно подавать информацию. Это произошло благодаря разумной информационной политике, невзирая на чудовищный прессинг. И уже Америка и Европа перенимают у нас опыт ведения информационных войн. Я желаю всем странам, получившим в 1991 году возможность жить самостоятельно, добиться таких же успехов, каких добилась Россия».
В России есть свобода слова!
В этом Шарапова уверена, несмотря на то, что в опросе, проводимом в Америке, Россию поставили на 176-е место среди всех стран мира в области свободы слова.
«Когда страна большая, умная, сильная, экономически развитая, конкуренты этого не выносят, – выражает свое мнение гостья «Импрессума». – Российское телевидение – крупнейшее в мире после американского. В России масса холдингов, которые транслируют огромное количество телеканалов, их столько, что даже подсчитать никто не может, и их деятельность хорошо поддерживается экономически, но не государством, а успешным медиа-бизнесом. Это дает возможность доказать окружающему миру нашу экономическую стабильность, а только при ней, при наличии рыночных отношений, конкуренции и может существовать свобода слова. В 17 веке английскую революцию совершили те, у кого в руках были печатные станки, это были торговцы, местные предприниматели. И от силы средств печати королевская власть пала. Но когда революционеры во главе с Кромвелем пришли к власти, то стали очень аккуратно себя вести со свободой слова, боясь потерять власть. Вот с тех самых пор ведется эта бесконечная дискуссия о свободе слова и печати. Утренняя «летучка» на любом телеканале начинается со вчерашних рейтингов, своих и конкурентов, проигравший вчера канал сегодня стремится стать первым, вот тут-то в игру и вступает свобода слова. Никто в России не запрещает слушать ни радиостанцию «Эхо Москвы», ни смотреть телеканал «RTVi», ни программу Марианны Максимовской на «Рен ТВ». Никто не сажает в тюрьму Валерию Новодворскую или Юлию Латынину за их убеждения, которые они озвучивают и в России, и в других странах. В России вообще никто не сидит в тюрьме по вопросам свободы слова. У нас не зажимают журналистов, и о том, что государство должно гарантировать журналисту труд и безопасность сказал и президент после недавнего избиения Олега Кашина».
Шарапова – кандидат социологических наук…
Все знают Арина Шарапову как телезвезду, но мало кто знает, что она еще и кандидат социологических наук. Поэтому и вопросы на встрече ей были заданы соответствующие.
На вопрос, как она относится к тому, что в Эстонии существуют два разных информационных пространства, Шарапова ответила, что выходом тут может быть спутниковое телевидение, дающее возможность смотреть все телевизионные каналы, перемещаться из одного информационного пространства в другое, а жить в том или ином информационном поле – личный выбор каждого.
Поступила и реплика о том, что на эстонском телевидении постоянно идет противопоставление эстонцев и русских… На что Арина Аяновна сказала, что это вопрос политический, выгодный кому-то, на простом человеческом уровне такие столкновения совершенно не нужны, ведь уживаются же в Америке, Великобритании, да и в Москве представители многих национальностей, а если бы еще телевидение их специально сталкивало лбами, государства уже бы не существовало.
А на вопрос о том, что можно предложить для улучшения отношений между Эстонией и Россией, знаменитая гостья выразила желание почаще проводить заседания клуба «Импрессум», куда приглашать как русско- так и эстоноговорящую публику. Тут впору вспомнить, что «Импрессум» и был создан пару лет назад для налаживания мостов между нашими странами посредством приглашения на встречи с журналистами лучших представителей интеллектуальной элиты России.
…и богиня прайм-тайма
Но Шарапова – еще и прообраз главной героини романа Татьяны Устиновой «Богиня прайм-тайма», по которому был снят одноименный сериал с актрисой Ольгой Ломоносовой в главной роли.
На встрече в Таллинне Арина это подтвердила, но пояснила, что отказалась быть прототипом, так сказать, официально, потому как люди, «раскручивающие» сериал, уже всему миру поведали, что его героиня – Арина Шарапова, при этом никаких контрактов с Шараповой никто не заключал, что она посчитала крайне некорректным и попросила ее имя в фильме не использовать. Так Ломоносова стала не Ариной Шараповой, а Алиной Лавровой, однако, для этой роли актриса изучала манеру речи Шараповой, просматривала кассеты с ее эфирами.
А сам роман Татьяны Устиновой, с которой телеведущая давно дружит, ей, как она призналась, очень нравится.
«Модный приговор» – не моя телевизионная история»
В сентябре 1998 года Арину Шарапову на посту ведущей программы «Время», которую она вела с 1996-го, сменил Сергей Доренко, а теперь она отдала свое место защитницы в «Модном приговоре» Надежде Бабкиной.
«Тогда, в 1998-м, мой уход с ОРТ был вызван тем, что канал принадлежал оппозиционным силам, между собой со страшной силой сражались Гусинский и Березовский. И мне было предложено «мочить» людей, к которым я относилась с большим уважением… Этого я делать не могла. Потому и появился Сережа Доренко, который делал это профессионально и с кайфом. Вместе с ним появился и новый телевизионный жанр – политический памфлет. А что касается «Модного приговора», оттуда я ушла потому, что это изначально была не моя история, меня пригласили в этот проект, где за три года я сделала, как считаю, все, что могла, – объясняет Шарапова. – Но когда узнала, что оборот модной индустрии равен обороту нефтяной промышленности, то сразу моду зауважала. Кто бы мог подумать, что эти тряпочки – такое серьезное дело (улыбается)».
Но, конечно, на этом тема «Модного приговора» исчерпана не была. Экс-защитница телевизионного модного суда и привет всем женщинам Эстонии от Александра Васильева привезла, и заверила, что все герои программы – реальные люди с невыдуманными историями. Причем список тех, кто хочет попасть на программу в качестве героя, нескончаемый, несмотря на то, что прилюдно человека обвиняют в неумении одеваться, выносят на публику подробности его личной жизни. Хотя бывали случаи, когда редакторы передачи опасались, что героиня сбежит со съемочной площадки, не дождавшись конца модного эксперимента, перекрывали все выходы, но результат радовал всех без исключения. Ведь выяснилось, что правильно подобранный гардероб настолько сильно влияет на жизнь человека, что после эфира одни героини меняли профессию, другие – мужей. Русская же версия этого ток-шоу стала уникальной, формат «Модного приговора» Первый канал уже продает за рубеж.
Анекдоты о блондинках. Почему нет?
К анекдотам о блондинках белокурая Шарапова относится вполне позитивно, один из них она даже рассказала:
Две девушки-блондинки застряли в лифте. Одна говорит другой:
- Давай кричать вместе.
Другая:
- Давай.
И закричали:
- Вместе-вместе!
Наталья КОЛОБОВА
Фото автора
Инфопресс №48