Парк советского периода
Силламяэ на прошлой и текущей неделе несколько дней работал ради своей «минуты славы» в кинематографе: путь к ней должна обеспечить городу роль… советского Петрозаводска сталинской эпохи, в которой разворачивается действие финско-эстонского фильма «Вечный путь». Оказывается, в столице советской Карелии в 30-е годы мог происходить даже советско-американский бейсбольный матч - именно на съёмки этой сцены с участием нескольких сотен горожан в минувшие выходные позвали ида-вирускую прессу.
- Когда вам покажут вот такой флажок, вы начинаете кричать и махать своими флажками. Так, а теперь выключили мобильные, убрали бутылки с водой…
- «Action!» - разносится над площадкой, что в переводе, как известно, означает такое магическое слово, как «мотор!».
Трибуна взрывается эмоциями, как будто перед ней действительно самое захватывающее спортивное действо в мире, хотя на самом деле в этот момент на поляне около бывшей первой силламяэской школы расположились другие члены съёмочной команды, пресса, а «игру» бейсболистов (те, кстати, ждут своей очереди в сторонке) воплощают пара ассистентов, бегающих и машущих флажками.
Эти «управляемые взрывы» эмоций в течение двух часов следуют, наверное, раз десять. За это время камера и свет меняют свои места, гримёры успевают подправить статистам причёски и шляпки, а помрежи - поставить задачи к очередному дублю.
- …а теперь надо больше реакции! Говорите между собой, только тихо, показывайте на поле. Можно смеяться, - предлагается массовке. В качестве темы для «разогрева» аудитории подходит и обсуждение чемпионата Европы по футболу.
Нескольким мальчишкам разъясняют, что по определённому знаку те должны будут встать со своих мест и побежать в сторону камеры.
За трибуной, невидная для камеры, кроется современность, тихо работающая на исторический колорит: в двух современных аппаратах жарятся кукурузные хлопья. Из 2016-го в 193… год этот попкорн в серых кулёчках проносят подростки, одетые уже в костюмы фасона восьмидесятилетней давности.
Тем временем действо на площадке разнообразит своей игрой «советский» духовой оркестр в белой военной форме. В мотивах бравого марша слышатся ноты «Стеньки Разина».
В сторонке от «матча» стоит похожий на машину Штирлица «мерседес», около него курит выразительный молодой «человек в штатском». По краям площадки перемещаются и двое в мундирах с малиновыми петлицами и василькового цвета фуражках. НКВД, разумеется, не дремлет…
Выживание идеалистов
В основе фильма «Вечный путь» лежит книга финского писателя Антти Туури, которая рассказывает о том, как в 30-е годы финн попадает в Советский Союз. Из Финляндии его высылают за сочувствие коммунистам, а в Карелии он пытается строить новую жизнь вместе с бежавшими туда от Великой депрессии - кризиса 1929-33 годов - американцами, тоже симпатизирующими стране Советов. В конце концов, искатели счастья сталкиваются с машиной сталинских репрессий.
Как поведал «ИП» продюсер ленты Илкка Матила, будущий фильм представляет собой историческую драму, где найдётся место и для love story, и для детективных элементов: поскольку Юсси, главный герой, раньше бывал в Америке, а сейчас живёт в СССР среди американских эмигрантов, НКВД просит его последить за ними.
«Инфопресс» поинтересовался - не станет ли лента очередной чернухой на тему «плохого СССР и злого Сталина»? Матила ответил, что вообще-то «плохими парнями» в ней выступают, скорее, финские правые, которые изгоняют героя с родины, и что история не должна получиться чёрно-белой, но, конечно, абсолютно точно предугадать реакцию всех зрителей невозможно. Сталинизм, вторая мировая или холокост - подобные сюжеты, по словам продюсера, всегда находят отклик у многих.
- Идея картины - выживание человека, ведь эти люди были идеалистами, а в итоге оказались никому не нужны. Когда эти американцы захотели в 37-м году получить помощь от своего посольства, им было отказано.
Антти Туури, тоже присутствовавший на площадке, добавил, что изложенная в книге история коснулась и людей из его родной деревни. Писатель признался, что счастлив наблюдать, как написанное в тиши кабинета несколько сотен человек воплощают в живых кинообразах.
Силламяэвуд?
Почему старую петрозаводскую натуру киношники решили снимать не в самом Петрозаводске, а в Силламяэ, тем более, архитектура здесь хоть и сталинская, но на 20-25 лет младше описываемой эпохи?
Эта разница, по мнению представителей съёмочной команды, решающего значения не имеет, ведь снимается не документальная, а игровая вещь и советская «натура» Силламяэ всё равно характерна. В столице Карелии, по утверждению Матила, снимать невозможно из-за слабости тамошней инфраструктуры. Здешнему региону он тоже порекомендовал развивать гостинично-общепитовский сектор. Вся нынешняя съёмочная группа - более ста человек - например, в Силламяэ поселиться не смогла, часть жила в Тойла. А ведь желание использовать Силламяэ для новых съёмок, в принципе, есть. Исполнительный продюсер фильма Эрика Лаансалу слышала, что к городу присматривается ещё одна финская киногруппа.
- Режиссёр («Вечного пути».- прим. авт.) сказал мне, что восхищён, что это лучшее место, чтобы играть советскую эпоху, - поделилась координатор Вируского кинофонда Кадри Ялонен. Фонд поддержал съёмки 20 тысячами евро (весь бюджет картины более 2 миллионов) и некоторой организационной помощью. Какие следующие фильмы ВКФ спонсирует, пока неизвестно, тем более бюджет его скромен, но пока каждый вложенный евро приносил региону в виде оплаты киношниками различных местных услуг три.
Силламяэ был единственным местом съёмок «Вечного пути» в Ида-Вирумаа, зато в будущей картине (готовность её ожидается осенью 2017 года), помимо стадиона бывшей школы, мелькнут и старый силламяэский кинотеатр (в «роли» ресторана), и несколько улиц, и даже одна квартира. Силламяэсцы из массовки, с которыми поговорил корреспондент, сказали, что для них эти съёмки были интересным новым опытом. А снявшаяся в массовых сценах силламяэский вице-мэр Ээви Паасмяэ отметила, что вынесла с них и несколько идей относительно празднования в 2017 году шестидесятилетия города: например, тоже сделать нечто костюмированное, благо наряды середины 50-х годов, наверно, найти попроще, чем гардероб 30-х.
Алексей СТАРКОВ
Фото автора
Инфопресс №29 (2016 г.)