Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту



Сергей Зайцев: «Хорошее документальное кино по телевидению не увидишь»

Сергей Зайцев: «Хорошее документальное кино по телевидению не увидишь»

Гостем последнего заседания международного медиа-клуба «Импрессум» стал режиссер-документалист из России Сергей Зайцев. На заседание, которое в этот раз прошло и в Таллинне, и в Нарве, Сергей привез свой новый фильм «Союзники. Верой и правдой».
Фильм, главными героями которого стали ветераны союзных войск, рассказывает о событиях Второй мировой войны. Живые истории, наполненные эмоциями и фактами участников, освещенные светом воспоминаний, обагренные кровью и пропитанные болью, не могут не тронуть за душу каждого, кто нашел возможность посмотреть кино. Ведь война затронула каждого из нас.
- Когда мы начинали работу над фильмом, наша съемочная группа ездила по городам Европы и опрашивала разных людей на улицах, что они знают о той войне. Нашей задумкой было начать с этого фильм. Казалось, что мало кто вообще что-то скажет по этому поводу. Думалось, что молодое поколение плохо просвещено на этот счет. Мы планировали показать, что люди не помнят, а потом – продолжить уже рассказами ветеранов. Но от этой идеи пришлось отказаться. Потому что к великому нашему удивлению, в Европе о войне знают. Почти у каждого опрашиваемого были какие-то свои, связанные с собственной семьей, истории, - рассказал режиссер.
И в Таллинне, и в Нарве зрители приняли фильм очень тепло. После просмотра многие прятали слезы. Сергей Зайцев – режиссер, творчество которого действительно трогает за душу. Не самое распространенное качество для режиссера-документалиста. По признанию самого автора, для того, чтобы делать документальное кино, необходимо любить людей.
- Для меня непременное условие – влюбиться в тему, на которую я снимаю, влюбиться в своих персонажей. Я просто кусочек сердца отрезаю и оставляю его для работы над фильмом. Любить героев нужно непременно, иначе ничего не получится.
Документальное кино – чрезвычайно интересный жанр искусства. Тот, кто из режиссеров однажды попробовал его снимать, и у кого это получилось, навсегда «заражен вирусом неигрового кино», и даже если он будет снимать игровое, то к документальному обязательно когда-нибудь вернется. В чем же очарование документального кино? Все просто – там ты имеешь дело с настоящими, реальными героями, не придуманными персонажами.

Неформатное искусство
Фильм «Союзники. Верой и правдой» вышел год назад. И до сих пор не был показан по центральному российскому телевидению. Впрочем, вообще с хорошими авторскими документальными фильмами на современном телевидении, прямо скажем, не очень. Вместо документального кино зрителю предлагают ток-шоу или публицистические очерки, которые должны обязательно вписываться в определенный временной формат:
- Канал «Россия» - 44 минуты, Первый канал – 52 минуты, например. Мы пытаемся заниматься все-таки искусством, и в этой связи очень странно вообще говорить о формате. Почему-то считается, что искусство сегодня форматно. Представьте себе, вы приходите в Третьяковку, и вам говорят, что вы должны посмотреть картины тех или иных художников за тридцать минут. Если вы не укладываетесь в это время, значит, вы ничего не понимаете в искусстве, - приводит пример режиссер.
В киноклубе «Русский путь» в Москве, президентом которого является Сергей Зайцев, проходят показы качественного авторского документального кино. Там можно посмотреть фильмы, которые невозможно увидеть на экранах телевизоров. Почему так – Сергей комментирует неохотно:
- После показов зрители часто задают этот вопрос режиссерам. Ответить тут, собственно, нечего, кроме того, как констатировать факт: хорошее документальное кино по телевидению не показывают. Все просто – средства массовой информации ориентированы на деньги, а в таком случае там нет места авторскому кино, кстати, неважно, игровое оно или документальное. Не до искусства, о чем остается только сожалеть.
Тем не менее, именно Сергею Зайцеву повезло: заниматься творчеством в чистом виде, без коммерции, ему помогает продюсер Александр Смолко, который искренне и страстно увлечен историей, «болеет» за авторское кино, является порой идейным вдохновителем для режиссера и всячески поддерживает Сергея в его начинаниях. Их связывают одиннадцать лет совместной работы и множество созданных картин.

Российское документальное кино – лучшее в мире,

считает Зайцев. И приводит в пример фамилии режиссеров-документалистов, работы которых достойны того, чтобы быть увиденными, – Юрий Шиллер, Борис Лезнев, Андрей Иосифов.
- Я вам советую – смотрите все, что найдете от этих авторов, потому что это своеобразные «маяки» в нашем жанре, - уверяет Сергей.
- К большому сожалению, наше кинематографическое общество весьма разобщено. Совсем недавно произошел раскол в Союзе кинематографистов. Это печальная тенденция – за последние годы развалились практически все творческие союзы – Союз писателей, художников, архитекторов...
Как это ни странно, но некоторые фестивали документального кино не берут для показала фильмы Сергея. Это поистине удивительно, учитывая профессионализм автора и реакцию аудитории. Зритель любит кино Сергей Зайцева. В чем же тут дело?
- Я, наверное, опять «не в формате». Патриотическое документальное кино не в моде. Ну по-другому я не знаю, как это факт объяснить. Не берет мои картины в свою программу, например, фестиваль «Россия», который проходит в Екатеринбурге. Этот фестиваль считает себя лучшим кинофестивалем, показывающим документальное кино. Отборочная комиссия игнорирует мои фильмы. Несмотря на то, что кинофестиваль называется «Россия», мои фильмы там не в чести. В последнее время там показывается то, что я называю «чернухой». Например, я не могу согласиться с позицией такого режиссера как Валерия Гай Германика. Я считаю, что это человек, который не любит Россию, более того, вообще непонятно, кого любит.
Еще одна беда современного документального кино. Многие из создателей современных фильмов активно демонстрируют незнание профессии и этим гордятся. Этого я понять никак не могу, может быть, потому что меня учили по-другому прекрасные мастера, - рассуждает Сергей.
Учителем Сергей был известный кинорежиссер, недавно ушедший из жизни Михаил Туманишвили (среди его работ – «Авария – дочь мента», «Завещание Сталина», «Одиночное плавание», «Марш Турецкого», «Ответный ход» и др.)
- Михаил Иосифович нас, своих учеников учил так же, как и Николай Степанович Гумилев, который говорил о своих читателях: «Я не оскорбляю их неврастенией и многозначительными намеками на содержание выеденного яйца». Для меня это некий ориентир, я пытаюсь поступать так же со своими зрителями, - откровенничает Зайцев.

О героях с любовью
И фильм «Союзники», и фильм «Они погибли за Францию», затрагивают тему героического прошлого. «Без прошлого нет будущего», - говорит известная поговорка. И Сергей с ней полностью согласен.
- И дело тут совершено не в том, чтобы не повторить ошибки прошлого. Каждое поколение обязательно повторяет ошибки своих отцов и дедов, это закон жизни, это неминуемо. Дело в другом: если ты не знаешь прошлого, значит, по логике, ты должен жить так, что после тебя хоть потоп. Т.е. если тебе все равно, кто ты и откуда, то будет все равно, что останется после тебя. В таком случае, что мы оставим детям и внукам? Вот это для меня тоже один из важных ориентиров в жизни и творчестве.
Один из ветеранов, шотландец, в своем интервью съемочной группе (этот момент не вошел в фильм «Союзники. Верой и правдой») сказал примерно следующее: «Все мы, кто прошел ужас этой войны, не могли предположить, что когда-либо где-либо произойдет хоть что-то подобное. Хоть какой-то военный конфликт». Такое сильное напряжение пережили люди в связи с событиями Второй мировой. За время, которые прошло от момента создания фильма и до сегодняшнего момента, не стало четырех ветеранов, принявших участие в создании фильма. Эти люди уходят все стремительнее, время неумолимее…
Фильм «Союзники. Верой и правдой» - это череда кадров военной хроники, старых фотографий, перемежающихся с рассказами ветеранов союзных войск. Каждая история – настоящий клад для памяти о тех событиях. Таких далеких и таких до боли близких. Всматриваешься в лица ветеранов, и уже совершенно не имеет значения, русские они или американцы, англичане или французы… Кстати, в фильме о событиях войны рассказывают даже ветераны «с той стороны» - офицеры Вермахта. И все в один голос говорят: «Нам не нужна война».

СПРАВКА
Сергей Зайцев — российский режиссер, сценарист, продюсер, музыкант
Образование:
1989 - Государственное музыкальное училище им. Гнесиных
1992 - Сценарные курсы при ВГИК
1996 - Режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров (мастерская М. Туманишвили, В. Акимова и И. Класса)
Член Союза кинематографистов и гильдии кинорежиссеров России
Член-корреспондент Национальной Академии кинематографических искусств и наук России
Член Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов
Инициатор создания, директор и художественный руководитель киностудии «Русский путь»
Президент Киноклуба «Русский путь»
Президент Международного кинофестиваля «Русское Зарубежье»

Награды
«Погибли за Францию»
- Премия Национальной Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел» за лучший документальный фильм 2003 года
- Главный приз XII Международного кинофорума «Золотой Витязь», Калуга, 2003 год
- Приз газеты Союза кинематографистов России «Хрустальный глобус» IX Международного кинофорума «Сталкер», Москва, 2003 год
- Диплом жюри II Международного фестиваля военного кино им. Ю.Н. Озерова, Чебоксары, 2004 год
- Гран-при III Всероссийского фестиваля документальных фильмов «Бородинская осень», Можайск, 2008 год

«Союзники. Верой и правдой!»
- Гран-при VIII Международного фестиваля военного кино им. Ю.Н.Озерова, Брянск, 2010 год.

Евгения ЗЕЛЕНСКАЯ
Фото автора
Инфопресс №31

Возврат к списку