Через тернии - к звездам и звездочкам
В Кохтла-Ярвеском Культурном центре прошел 7-й концерт регионального фестиваля национальных культур в честь 90-летия Эстонской Республики, который проводится под патронажем уездного старейшины Ида-Вирумаа Рихо Брейвеля. Среди участников концерта были юные танцоры ансамбля «Куллеркупп» («Купавка») из Нарва-Йыэсуу.
В антракте мы беседовали с бессменным руководителем ансамбля Ириной Васильевной Селецкой. Она называет себя «местным жителем, патриотом Нарва-Йыэсуу». Переехала сюда с родителями из Нарвы, когда ей было семь лет.
- Тогда же и появилось у меня огромное желание танцевать. Но когда я начала заниматься в танцевальном кружке, то в школе нахватала кучу двоек, и моя мама закрыла эту «лавочку». В шестом классе, однако, я настояла на своем и с этого времени танцую. Когда училась в девятом классе, то начала и преподавать. У меня появились первые танцоры, с которыми я занималась уже как хореограф.
После школы два года я стояла перед выбором: или мне пойти учиться на историка, или все же поступить в культпросветучилище и полностью посвятить себя танцам. Я выбрала второе: пошла учиться в Новгородское культурно-просветительное училище и стала профессиональным хореографом. После учебы вернулась в Нарва-Йыэсуу, с тех пор и ведет свою историю «Куллеркупп».
- Расскажите, пожалуйста, подробней о вашем коллективе.
- Коллективу уже 23 года. Такое название мы выбрали потому, что школа, которая нас приютила, предоставив танцевальный зал, костюмерную, находится на берегу реки в очень живописном месте. У нас пять групп, в основном детские. Но три года назад у нас появился и взрослый состав. В репертуаре русские и эстонские танцы. У эстонцев принято, что взрослые создают свои танцевальные коллективы, и это считается в норме вещей. У русских же менталитет иной: как правило, дети и молодые люди танцуют, а повзрослев, прекращают заниматься танцами. Нам же удалось привлечь в коллектив взрослых танцоров. Их сейчас у нас десять человек, и ждем еще двух взрослых участников.
- Из каких соображений, по-вашему, родители отдают своих детей в танцевальный коллектив?
- Надо принять во внимание особенность маленького города, в котором выбор возможностей для развития ребенка не очень большой.
- Для какого развития? Они, что, видят в своих чадах будущих Плисецких и Барышниковых?
- Некоторые папы и мамы считают, что у ребенка есть общеобразовательная школа и этого ему вполне хватит. Но есть и такие родители, которые стремятся дать ребенку всесторонне развитие: расширить его кругозор, привить хороший вкус, дать какую-то элементарную физическую подготовку. Это только кажется, что танцы – такой легкий и изящный вид искусства. На самом же деле на танцора ложится огромная физическая нагрузка. Конечно, мы учитываем специфику и возможности организма ребенка. А главное, ребенок не замыкается в себе, он учится быть раскрепощенным, общительным. И, как бы это не показалось банальным, когда русский ребенок соприкасается со своей национальной культурой, он обращается к своим корням. А когда он же исполняет эстонские танцы, то лучше понимает, в какой стране, рядом с каким народом живет. Он учится уважать культуру другого народа. Точно так же можно сказать и об эстонских детях. И нельзя не заметить, что дети, которые занимаются в творческих коллективах, очень отличаются от своих сверстников. Они очень дружны, у них совершенно иные жизненные ориентиры, нежели у тех, кто далек от творчества. Я далеко не идеализирую своих воспитанников, но они несут в себе иные установки, чем те дети, которых эстетическое воспитание обошло стороной. У наших же детей творческие способы самовыражения, которые они реализуют, прилагая определенные усилия.
- За 23 года существования вашего коллектива кто-то стал артистом «больших и малых театров»?
- Да, три наших девушки учатся в Таллиннской балетной школе. Одна наша выпускница танцует в балете Берлинской оперы, другая – преподает и танцует в Токио. Конечно же, девушки, добившиеся успеха, не забывают наш коллектив.
* * *
«Куллеркупп» гастролировал по всей Эстонии, побывал в странах Балтии, России, Дании. Но это не значит, что путь самодеятельных танцоров был усыпан розами и лилиями. Даже купавки не всегда бросали им под ноги. Основная проблема, что нет в курортном городе своего очага культуры. А стало быть, нет у танцоров и базы, которая бы соответствовала требованиям. Благо, их приютила школа. Но о просторном репетиционном зале, о сцене, где они могли бы давать стационарные концерты, можно только мечтать. Как мечтает Ирина Селецкая о Театре танца, в котором она могла бы ставить со своими воспитанниками масштабные танцевальные спектакли, основанные на народном искусстве, жанровых хореографических постановках.
Благодаря выпускнице коллектива, которая сейчас танцует в Берлине, занявшей в свое время второе место на танцевальном «Евровидении», фонд Капитала культуры обратил внимание на «Куллеркупп» и подарил ему разборную мобильную сцену. Летом ее устанавливают на площадях курортного города и дают концерты для отдыхающих.
Сегодня коллективы самодеятельности, как и всю городскую культуру, финансируют местные самоуправления. В Нарва-Йыэсуу грядет реорганизация в сфере культуры, и Ирина Селецкая с тревогой ждет ее последствий. Она надеется на лучшее. Потому что по своему характеру она оптимист. Ведь работать с творческими детьми могут только оптимисты.
25 октября на сцене Йыхвиского концертного дома пройдет заключительный концерт фестиваля национальных культур. Нарва-Йыэсуу будет представлять танцевальный коллектив «Куллеркуп», которым руководит Ирина Селецкая.
Евгений КАПОВ
Фото автора
Инфопресс №42