Язык тела – язык души
«Правдивее всего люди выражают себя в танце. Тело никогда не лжет», - сказал когда-то кто-то из великих.
Фестиваль современного танца. Что-то новое и необычное, незнакомое. В зале гаснет свет, и на сцене появляется экран. На экране – танцующие босиком на траве юноши и девушки. После знакомства с видеороликом начинается сам фестиваль. На сцене – коллективы из Ида-Вирумаа и окрестностей, гости из Вильянди. Молодые юноши и девушки, которые, разбивая рамки традиционных танцевальных направлений, языком тела рассказывают о своих внутренних чувствах, переживаниях, радости.
Этот фестиваль организовали Нина Реева и Юлия Буковшина, в прошлом – студентки Вильяндиской академии искусств, закончившие хореографическое отделение.
- Этот фестиваль («Bounce - 2009») мы организовали в первый раз. Было много трудностей из-за того, что у нас мало опыта по организации, но мы справились. Нашей целью было познакомить публику с современным танцем. Потому что многие привыкли совершенно к другому – к эстраде, к балету, к хип-хопу... Современный же танец – это нечто особенное. Здесь главное не техническая сторона, а внутренние переживания, которые ты выражаешь через какие-то танцевальные элементы, - рассказала Юля.
Современному танцу, по рассказам девушек, предшествовал танец модерн.
Это одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в конце XIX - начале XX веков в США и Германии. Термин «Танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, вытеснил другие термины (свободный танец, дунканизм, танец босоножек, ритмопластический танец, выразительный, экспрессионистский, абсолютный, новый художественный), возникавшие в процессе развития этого направления.
Общим для представителей танца модерн, независимо от того, к какому течению они принадлежали и в какой период провозглашали свои программы, было намерение создать новую хореографию, отвечавшую, по их мнению, духовным потребностям человека XX века.
- Как известно, основоположницей современного танца стала Айседора Дункан. Именно она начала рушить принципы классического балета, танцевала босиком, на площадях, в балахонах, - рассказывают девушки.
Источником вдохновения Дункан считала природу. Выражая личные чувства, её искусство не имело общих черт с какой-либо хореографической системой. Техника не была сложной, но сравнительно ограниченным набором движений и поз танцовщица передавала тончайшие оттенки эмоций, наполняя простейшие жесты глубоким поэтическим содержанием. Дункан не создала законченной школы, хотя и открыла путь новому в хореографическом искусстве.
Импровизация, танец босиком, отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и камерной музыке — все эти принципиальные нововведения Дункан предопределили пути танца модерн. В России одними из первых ее последователей были студии свободного, или пластического танца и музыкального движения.
- Очень хорошо, что на фестиваль мы пригласили гостей из разных городов Эстонии. Жаль, что пока нет возможности пригласить гостей из-за рубежа, - говорят Юля и Нина.
Девушки помимо того, что преподают в студиях и танцуют сами, очень много ездят. Они бывают на европейских и эстонских фестивалях современного танца, в летних лагерях, где устраиваются мастер-классы по этому виду танцевального искусства.
Девушки считают, что современный танец – это танец для всех. Здесь нет жестких рамок жанра, он – воплощение человеческой свободы, именно поэтому сюда могут приходить дети, у которых нет каких-то особых способностей, но есть желание танцевать. Танец – это способ раскрыть себя.
Этот фестиваль не последний, надеются организаторы. В планах – расширить географию участников, пригласив в следующий раз гостей из России и Европы.
Евгения ЗЕЛЕНСКАЯ
Фото автора
Инфопресс №20