Народные умельцы учатся в Славянской гимназии
Едва ли в наших краях еще найдутся такие мастера, как те, что занимаются в Славянской гимназии Кохтла-Ярве. Мастера эти, несмотря на свой нежный возраст, умеют поразительные вещи – расписывать различными видами росписи деревянные дощечки, заготовки для матрешек, пасхальные яйца, шкатулочки...
А родилась эта необычная студия пять лет назад, когда в гимназию пришла Галина Максимова, отдавшая увлечению народными промыслами много лет. Несмотря на техническое образование, истинное призвание она нашла именно в качестве преподавателя студии росписи по дереву. Кроме этого она ведет еще уроки черчения и изобразительного искусства.
Удивительно наблюдать, как из-под рук маленьких умельцев выходят настоящие произведения искусства. Впрочем, есть в студии и старшая группа – девочки занимаются этим уже пять лет, за это время многому научились. По словам Галины, она готовит себе смену. Старшие и сейчас уже могут заменить преподавателя на занятиях, если у той, к примеру, педсовет, прекрасно справляясь с ролью педагогов для малышей.
Что еще удивительно – на уроках у Галины стоит образцовая тишина. И это несмотря на то, что группы большие – всего в студии занимается пятьдесят (!) человек. Поэтому десять-двенадцать, а то и больше учеников за раз – дело привычное. Но работа настолько кропотливая и требующая внимания, что ребятам не до разговоров друг с другом. Они увлечены процессом творчества, только изредка подходят к педагогу и советуются с ней.
Галина многие годы изучает различные виды росписи, и ее ученики разбираются в них, с удовольствием осваивая новые.
- В пятом классе у ребят по программе стоит изучение народного творчества в изобразительном искусстве. Здесь мы изучаем (помимо студии) мезенскую народную роспись – это роспись по дереву, которая встречается у северных народов. Своеобразные иероглифы, часть из которых расшифрована, а часть все еще остается загадкой для ученых. В качестве эксперимента я давала ребятам примеры этих иероглифов, а значение не говорила, пока они не закончат работу. И потом мы все вместе расшифровывали, что же получилось в результате работы каждого. Было интересно «прочесть» по работам что-то о характере ребенка, - рассказывает Галина.
Мезенская роспись со своей загадочностью привлекает больше мальчишек, девочки любят урало-сибирскую роспись, хохлому... То, где узоры создаются из элементов цветов, ягод, поражая яркостью красок.
Когда ученик приходит в студию, то начинает учиться элементам росписи на листах бумаги. И только когда «набьет руку», переходит к росписи деревянных дощечек. Причем, поначалу ребята работают на дощечках карандашом, перенося рисунок с бумажного эскиза, а старшие студийцы работают сразу кистью – это уже говорит о мастерстве и твердости руки.
Материалы для занятий – хорошая гуашь и специальные художественные кисти. Ну и, разумеется, деревянные дощечки и лак. Галина подчеркивает, что гуашью они пользуются только российской, импортная для росписи по дереву не годится.
Перед шестиклассницей Сашей лежит совершенно чистая деревянная дощечка. Я подхожу и наблюдаю за работой девочки, которая покрывает дощечку черной основой. Это будет хохлома – одна из самых «нарядных» росписей. Саша – ученица старшей группы, занимается у Галины с первого класса. Говорит, что все родственники уже одарены расписными дощечками, вышедшими из-под ее рук. А еще рассказывает, что зачастую роспись одной дощечки занимает целый месяц. Но оно того стоит.
Галина приглашает меня в музей славянских культур, который находится здесь же, в гимназии. Здесь выставлены очень интересные работы – на каждой дощечке изображен народный костюм определенной области России, обрамленный росписью, которая была характерна для того места, где его носили. Это подарок студийцев гимназии. Глаза разбегаются от обилия ярких красок, и замираешь от восхищения, разглядывая плоды творчества гимназистов. Кстати, расписные дощечки, пасхальные яйца и матрешки студийцев по качеству совершенно не хуже того, что продают в сувенирных магазинах. А если уж совсем начистоту, то местами выходят лучше, потому что у магазинных элементы росписи – штампованные, здесь же в изделие вкладывается душа, в каждом штрихе – живая рука мастера.
Галина уверяет, что в студию приходят совершенно обычные мальчишки и девчонки, берут всех, кто хочет (разумеется, только учеников Славянской гимназии, так как студия работает в рамках школы).
- Никаких особых художественных наклонностей при принятии в студию я не требую. Девяносто девять процентов творческого успеха – это трудолюбие. И только один процент – талант, - считает педагог.
Ребята вместе с руководителем побывали со своими работами на различных фестивалях как в Эстонии, так и в России. И везде их труд был по достоинству оценен. Они сетуют только на то, что мало кто в окрестностях знает, какую красоту скрывает студия, работающая в кохтла-ярвеской гимназии. И надеются, что их будут больше приглашать на различные выставки. Мне бы этого тоже хотелось, потому что о такой красоте много не напишешь – слов не хватит. Это нужно видеть собственными глазами.
Евгения ЗЕЛЕНСКАЯ
Фото автора
Инфопресс №19