Вечный анекдот
Знаменитые российские актёры, которые 30 ноября и 1 декабря покажут в Эстонии версию вампиловских «Провинциальных анекдотов» в постановке Московского современного художественного театра, заверяют, что эта пьеса полувековой давности и сегодня отнюдь не устарела.
«Провинциальные анекдоты» были написаны классиком советской драматургии Александром Вампиловым (автором «Утиной охоты», «Прошлым летом в Чулимске», «Старшего сына») в начале 60-х и впервые поставлены в знаменитом БДТ товстоноговского периода. В этой пьесе объединены два одноактных сюжета - «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». Сколько раз после первой премьеры и на скольких сценических площадках «Анекдоты…» воплощались вновь и вновь - достоверных данных нет. Классика есть классика, она всегда востребована.
В чём изюминка?
На вопрос о том, чем отличаются «Провинциальные анекдоты» в постановке МСХТ, заслуженная артистка России Елена Проклова отвечает, что, пожалуй, наивностью и отсутствием подтекстов, которые надо было бы искать между строк. Над спектаклем не довлеет никакая идеология.
- Если в то время, когда Вампилов писал пьесу, она могла рассматриваться как борьба против цинизма, то сейчас мы имеем дело с давно забытым и прекрасным ощущением чистоты человеческой жизни, человеческих отношений. Если раньше стремились к тому, чтобы в спектакле было «второе дно», то здесь во главу угла поставлено желание как раз очистить всё от этих наслоений и попробовать вспомнить - а что мы как люди из себя представляем. Сколько мы ни ездим с этой постановкой - зрителя подкупает именно это: когда он находит подзабытое ощущение покоя и доброты, желание быть чище, - рассказывает Елена Игоревна.
Народный артист России Александр Пашутин добавляет, что, по его мнению, особенность данной постановки - в присутствии серьёзности там, где кажется возможным только посмеяться.
- Вампилов - творческий наследник Гоголя. Там есть искушение «покомиковать». А вот чтобы донести серьёзную струну? Это сложно, но, мне кажется, в спектакле это есть. Думаю, вы вас не огорчим, - заверил Александр Сергеевич, вспомнив, как один искусствовед оценил очищающий заряд этого спектакля выразительной фразой «вы же Христа распяли!»…
Пьеса пятидесятилетней давности, по словам Пашутина, воспринимается отнюдь не как экзотическая картинка из советской истории, а как вполне сегодняшняя вещь.
И Проклова, и Пашутин вспоминают, с каким восторгом нынче принимали «Провинциальные анекдоты» в постановке МСХТ зрители в Германии. Люди приезжали на спектакль за сто-двести километров, были полные залы и долгие аплодисменты как знак благодарности за сценическое воплощение, не отягощённое формальными изысками «современного прочтения».
В Эстонии не впервые
Нескольким из участников нынешней постановки «Провинциальных анекдотов» Эстония и здешние зрители уже знакомы.
К примеру, Дениса Рожкова (сыгравшего в нескольких известных телесериалах последних лет - «Глухаре» и его сиквелах, «Чужом районе», «Чужих крыльях») здешняя аудитория может помнить по главной роли в показанном тут несколько лет назад спектакле «Безымянная звезда» по пьесе румынского писателя Михаила Себастиана.
- Принимали нас очень хорошо. По большому счёту, публика везде доброжелательна. Если люди приходят на спектакль - они приходят получить порцию хорошего настроения. Мне нравятся зрители в целом, - говорит Рожков, не выделяя эстонского зрителя среди других.
Елена Проклова вспоминает, что в прошлом году выступала перед здешней аудиторией в спектакле «Невеста напрокат» и в своём творческом вечере. Гастрольные выступления на эстонских подмостках, в том числе в Ида-Вирумаа, были у неё и раньше.
- Я была поражена, насколько люди соскучились по такому творческому общению. Всё-таки вместе прожито много, и просто так порвать эти связи по решению политиков не получается. Это как встречи родственников - всегда есть о чём поговорить, что вспомнить.
То, что межгосударственные и межчеловеческие культурные связи не рвутся, очень приятно и Александру Пашутину, тем более что с Прибалтикой у него связаны и ностальгические воспоминания. Александр Сергеевич уже побывал в Эстонии и в текущем году: весной играл в спектакле, посвящённом великой Раневской, и… читал текст «Тотального диктанта».
- Ага, значит, помнят меня, - искренне радуется он, когда журналист напоминает ему об этой «роли» диктующего. - Не подведу и сейчас!
По словам народного артиста, у аудитории в разных городах и странах действительно есть общее. Люди идут «на актёров», и если актёры выкладываются по полной, если действительно живут в обстоятельствах сюжета, если спектакль хорош - хороший приём его публикой гарантирован.
Часть творческого багажа
На афише «Провинциальных анекдотов» МСХТ - действительно имена, на игру которых стоит посмотреть. У этих мастеров русской сцены большой творческий багаж, и знаменитая вампиловская пьеса в нём - безусловно заметная и яркая, но не единственная составляющая.
- Не устаю благодарить судьбу за то, что востребована, и благодарить свой характер за то, что всё это мне по-прежнему интересно и перед каждой премьерой я переживаю, точно школьница, - признаётся Елена Проклова.
Елена Игоревна поделилась с нашим корреспондентом - какая новая роль у неё вот-вот увидит свет. Это - роль в постановке «Ямы» Куприна, причём здесь речь идёт как раз о творческом эксперименте. Ведь произведение Куприна воплощается в театре… русской песни Надежды Бабкиной и является сочетанием музыкального (песенного и хореографического) и драматического начал.
- Думаю, и публика напитается серьёзными эмоциями и мыслями, и для меня Куприн, которого я всегда любила, открылся с новой стороны: насколько далеко вперёд и глобально видел этот писатель. Я играю в этом спектакле необычную для себя роль - хромоногой, убогой, никому не нужной экономки и испытываю большое удовольствие от работы, - говорит артистка, приглашая гостей Москвы стать зрителями новой сценической вещи.
Александр Пашутин, которого журналист застал буквально перед отлётом в Сибирь, где у него проходил творческий вечер, сказал, что этот творческий вечер он проводит не один, а при участии таких достойных людей, как Чехов, Гоголь, Давид Самойлов и другие, и что с удовольствием привёз бы эту программу также аудитории в Эстонии. Как и новый фильм Юрия Грымова «Три сестры» со своим участием или ещё один хороший спектакль, где он занят, - «Обед для грешников».
По словам Дениса Рожкова, в кино он уже около трёх лет не снимается, а в театральном мире предложений сейчас много, однако в этом потоке много и «пены», и других, нетворческих, сложностей.
- Стараюсь в этой мутной воде держаться своего курса - не участвовать в совсем уж плохих спектаклях по пьесам плохого качества, - подчеркнул он. А на вопрос, не пробовал ли сам взяться за перо, ответил: - Сейчас модное поветрие считать себя и режиссёром, и драматургом. Я так не хочу поступать, потому что не люблю непрофессионализма. Это слишком серьёзные профессии, ими так просто не овладеть, даже несмотря на то, что я почти тридцать лет актёр.
Новым пьесам сегодня трудно, следуя канонам литературоведения, «откликаться на современность», потому что современность эта во всей её совокупности не внушает особого оптимизма, находит Рожков.
…Слово «анекдот» в названии спектакля, который привезут московские артисты в конце ноября-начале декабря, означает не только шутку, но и необычную поучительную историю. Увидеть в спектакле только прошлое или день настоящий, отнестись к сегодняшней жизни с улыбкой или задуматься об уроках происходящего - это каждый зритель «Провинциальных анекдотов» решит для себя сам.
Инфопресс №45 (2017 г.)