Группа эстонцев знакомилась с «настоящей Россией»
Шаманский остров, ламаистский дацан, староверская свадьба - вот некоторые из мест и мероприятий, которые в июле посетила во время поездки в Прибайкалье группа ида-вируских эстонцев, для которых это было уже не первое путешествие в российскую глубинку.
Как рассказал корреспонденту «ИП» участник поездки пастор йыхвиской лютеранской церкви святого Михаила Пеэтер Кальдур, в десятидневную поездку с помощью одной из нарвских туристических фирм отправились 15 эстонцев, в том числе пятеро детей и совсем еще молодых людей. Их маршрут пролегал от Иркутска на Байкал с посещением острова Ольхон, затем в Бурятию. Это был не официальный визит, а чисто туристическое, тем не менее, очень познавательное путешествие.
- В этой компании мы уже несколько раз предпринимали такие путешествия, всякий раз выбирая места, далекие от основных туристических трасс жителей Эстонии. Только так можно познакомиться с настоящей Россией, которую не увидишь в Москве, Петербурге или даже во Пскове, - подчеркивает Кальдур.
По его словам, самые сильные впечатления в ходе нынешнего тура оставили остров Ольхон, ламаистский дацан в 30 км от Улан-Удэ и визит к живущим в Бурятии староверам. Ольхон - это остров, овеянный духом шаманизма, остров, о котором, то ли шутя, то ли всерьез, говорят, что женщинам там делать нечего, и на котором женская часть эстонской группы все-таки никакого дискомфорта не ощутила. В ламаистском дацане даже те, кто не исповедует буддизма и ламаизма, ощущают некую святость места - главное, верить во Всевышнего, неважно на каком языке и через какие ритуалы ты к нему обращаешься. Ну а староверы, отметил Кальдур, вообще возвысили его мнение о России:
- В России я бываю много, но такого, как у староверов, неприятия всего советского не встречал. Видно, как они, много пострадавшие и от никонианских реформ 17-го века, и от советской власти, воссоздают свои хутора, церкви и жизнь идет вперед. Запомнились лица староверов - истинно русские, которые в России нечасто встретишь, - поделился собеседник.
Специально для гостей из Эстонии старообрядцы показали, как проводят свои свадьбы, - в довольно длительной церемонии участвовали и эстонцы. «Ни одного скучного момента при этом не было», - добавил Кальдур.
Сибиряков, в свою очередь, интересовала и жизнь в Эстонии, в том числе спрашивали о «бронзовых» событиях: кто-то, по словам Кальдура, понял аргументы эстонцев, кто-то остался при своем мнении. Что же касается уровня жизни в прибайкальском крае, то, как показалось гостям, экономическое и финансовое положение там не самое лучшее, но люди не жалуются, остаются верными своему родному краю и не стремятся уехать в поисках лучшей жизни. Заметно постороннему глазу и растущее число в восточных регионах России граждан соседнего Китая.
- В итоге можно сказать, что ни одного отрицательного впечатления из Сибири мы не привезли, - подвел черту рассказу Пеэтер Кальдур.
Ранее он уже участвовал в поездках в Норильск и Дудинку, а также в Архангельскую область - в обоих случаях пастор проводил богослужение в местах, где в сталинские годы погибло немало эстонцев. Следующее путешествие группы ида-вируских эстонцев в российскую глубинку может пройти по Северному и Центральному Уралу либо по Дальнему Востоку. Мечтают и о Камчатке, но это, увы, слишком дорого.
Алексей СТАРКОВ
Фото из архива автора: По словам Кальдура, поездка понравилась и участвовавшей в ней молодежи.
Инфопресс №31