Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту

Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга



К нам едет… создатель «студента кулинарного техникума»!

К нам едет… создатель «студента кулинарного техникума»!

Те, кому сегодня 35 и больше, наверное, могут гордиться тем, что в их жизни была и другая культурная эпоха. Не чем-то далёким, а частью их существования были фильмы и песни, передачи и эстрадные номера, которые теперь несут уже печать «знаковых культурных явлений прошлого». Вспомнишь, например, с чего начинал восхождение на эстраде маститый нынче Геннадий Хазанов - да, конечно, с ярких монологов недотёпы «из кулинарного техникума»… и сразу унесёшься мыслями в годы своего детства или юности. Как мы тогда над этим смеялись! А ведь сегодня это, можно сказать, классика жанра.
Прямое отношение к рождению этой классики имел в начале 70-х сам начинающий тогда писатель-юморист Лион Измайлов. Это он вместе с коллегой Юрием Воловичем написал для молодого Хазанова эстрадный номер «Вечер встречи», где среди других персонажей фигурировал и «учащийся кулинарного техникума». Ну а сегодня Лион Моисеевич и сам давно уже - классик. 19-21 октября в концертных залах Таллинна, Йыхви и Нарвы состоятся его концерты. Будут на них и ностальгическая атмосфера для тех, кому 35+, и отражённая в зеркале смеха наша сегодняшняя непростая жизнь.
Лион Измайлов - это тексты не только для Хазанова. Монологи Измайлова исполняли такие артисты, как Евгений Петросян, Ян Арлазоров, Ефим Шифрин, Владимир Винокур… и сам Лион Измайлов. Гостем создано несколько сборников рассказов и повестей, он попробовал себя и как драматург, и как сценарист, и конечно, он хорошо знаком миллионам телезрителей своим участием во многих передачах. В том числе и для детей. 
Измайлов, как и многие в нашем юмористическом «цехе», - писатель не по формальному диплому, а по призванию. Что же до диплома, то Лион Моисеевич окончил Московский авиационный институт, в чём при желании можно усмотреть и определённый символизм: он всю жизнь помогает людям летать если не в физическом смысле, то уж в душевном точно. 
А как ему «летается» самому? Об этом мы спросили у самого Измайлова, набрав в канун эстонских гастролей номер его московского телефона.

- Если верить интернет-данным, на будущий год у вас юбилей: пятьдесят лет, как вы публикуетесь. Когда за плечами уже полвека писательского стажа, кем вы себя сегодня ощущаете - мэтром, мудрецом или кем-то ещё?
- Я себя ощущаю выступающим писателем. 
- Но в одном из интервью вы сказали, что «с годами писать становится тяжелей». Почему?
- Тяжелей. Ну, потому что вообще всё становится с годами тяжелей: здоровье не то, настроение уже не такое жизнерадостное, как раньше. И мозги хуже работают. 
- Может, тогда от юмора перейти к чему-то другому? К другим жанрам?
- К другому я уже давно перешёл: у меня много повестей - штук шесть-семь, и пьес написано десять. Одно другого не исключает.
- Писать тяжелее становится только по названным причинам или ещё какие-то внешние условия при этом сказываются? 
- Нет… Но жизнь у нас стала сложнее, зарабатывать тяжелее. У людей меньше денег, меньше корпоративов, несколько меньше концертов. Вот в этом смысле, конечно, труднее стало.
- Вы считаете себя скорее юмористом, а не сатириком. Но всегда как-то так считалось, что сатира - это нечто способное менять жизнь, более гражданственное, а юмор - больше «лёгкая материя»…
- Сатира, юмор и любое другое искусство жизнь, в принципе, не меняют. Просто воздействуют на человека, который сам потом может чего-то в своей жизни поменять. А чтобы высмеяли явление - и его не стало, такого ж не бывает.
- Вы себе задаёте иногда вопрос «а как мой юмор помогает жить» или не заморочиваетесь этим?
- Есть такая фраза у Станислава Ежи Леца: «нам песня строить и жить помогает, а юмор - помогает выжить». 
- Сегодня российские деятели культуры, на которых, надо сказать, русское зарубежье с большим вниманием смотрит, делятся, скажем мягко, на пессимистов и оптимистов в отношении перспектив родной страны и мировых. Вы себя к кому относите?
- Я, вообще-то, оптимистично настроен. Надеюсь на то, что всё будет лучше, правда, не знаю когда. «Может быть, жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе…». Но я думаю, всё-таки что-то будет изменяться к лучшему. Во всяком случае, хотелось бы.
- Один из ваших коллег и, кажется, хороший знакомый, ныне ушедший Задорнов часто свои произведения преподносил так, что «это мне аудитория подсказывает - пишут, присылают». Хотя понятно, что это, наверное, творческий ход…
- Нет-нет, это не творческий ход, ему действительно очень много присылали.
- А вы свои темы и юмористические ходы где берёте?
- А тоже из жизни. Где их брать ещё?
- Над чем сегодня актуально, на ваш взгляд, посмеяться?
- Да по большому счёту, ничего не меняется. Меняются только некоторые реалии жизни: например, в советское время не хватало товаров, был дефицит - смеялись по этому поводу; сегодня не хватает денег - по этому поводу смеются. 
- Люди не стали мрачнее, не ходят на концерты меньше?
- Ходят меньше.
- По материальным причинам?
- Да. А кроме того, ведь по телевизору всё показывают. Включил телевизор: там все те же самые.
- Ну, а эффект живого присутствия?
- А он денег стоит. 
- Зато можно сказать: «я знаменитость в десяти метрах от себя видел».
- Вот поэтому концерты ещё и существуют. 
- Но, вообще, чувство юмора у человека русской ментальностью за полвека как-то изменилось?
- Юмор стал продуктом более «скоропортящимся». Качество реприз, качество шуток всё время меняется. Ужесточается, я бы сказал.
- В смысле идёт «всё ниже пояса»?
- С одной стороны, юмор, как и всякое искусство, отражает жизнь. Жизнь «ниже пояса» стала - и юмор стал «ниже пояса». 
- Известно, что вы пересекались с Аркадием Райкиным. Творчество райкинского уровня сегодня всё же живёт в российской сатирически-юмористической отрасли? Или все сплошной «Камеди клаб»?
- Никого ещё не появилось в нашей стране, кто бы достиг уровня Райкина как актёра. 
- Ну а из писателей? Понятно, что на первом месте Лион Измайлов, но всё же…
- Нет, на первом месте у нас Жванецкий.
- Это, скорее, сатира.
- Почему, он очень смешной человек. 
- Что услышим на ваших концертах в Эстонии?
- Буду показывать какие-то лучшие номера из прошлого и какие-то новые. Даже пробовать те, которые нигде не пробовал.
- То есть мы услышим и новое, чего ещё нигде не звучало?
- Да, хочу попробовать вещи, которые у меня написаны, но ещё не опробованы. 
- Что это такое - опробовать юмористическое произведение «на аудитории»?
- Ты написал и не знаешь - смешно оно или нет. Вышел на публику. Прочитал и видишь: не смешно… 
- Что-то корректируете после этого?
- Да. Корректирую, переделываю. Снова читаю. 
- То есть юмор рождается не так, что прямо - вжик с листа, и сразу шедевр?
- «Вжик с листа» ни у кого не рождается. 
- Что ж, до встречи в Эстонии.
- До встречи. Скажите, а Прийт Аймла жив (эстонский писатель, поэт, юморист и политик, в 90-х годах связанный с небезызвестной роялистской партией Эстонии. - прим. авт.)?
- Жив.
- Ну и хорошо. 
- Вы пересекались с ним?
- Да, был когда-то знаком. Но вообще-то я выступал в Эстонии уже давно.

Инфопресс №37 (2018 г.)

Возврат к списку