Главная Поиск Обратная связь Карта сайта Версия для печати
Доска объявлений Инфопресс
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Поиск по сайту



Ксилография в Нарвской галерее

Ксилография в Нарвской галерее

В Нарвской художественной галерее открылась выставка «Ксилография и Тарривинизм», на которой представлены работы молодого художника Таррви Лааманна и его коллег по художественному цеху.
Таррви Лааманн закончил Художественную Академию, читаeт лекции в Тартуской высшей художественной школе. Организовывает музыкальные и художественные события, ведущий радио-шоу «Reggae Power».
«Мир Таррви - солнечный, полный ярких красок, со множеством доброжелательных людей вокруг. На его картинах, словно в первобытном танце, переплетаются люди и вещи, абстрактные узоры и природные формы. Работы художника очень гармоничны и целостны. Его анимистическое и доверительное отношение к жизни в то же время окутано мужскими мотивами, неким мужским «завоеванием». При этом он не воин и не земледелец, а скорее собиратель свободных тем, мудрец, знающий обряды, своего рода духовный проводник», - говорят критики о его творчестве.
На выставке можно встретить представителей нового и старого поколения ксилографии: Неле Амбос, Мари-Лииз Хейнсаар, Карел Кадалипп, Марика Кутсар, Кадри Нутть, Тиина Тяль, Леннарт Васильев.
Чтобы стало понятнее, ксилографией называется гравюра на дереве (по-гречески "ксилос" - дерево). Существует два вида гравюры на дереве: обрезная и торцовая.
В обрезной или продольной гравюре печатная форма создается на деревянных досках продольного распила. При помощи специальных режущих инструментов штрихи, линии и пятна, образующие на доске рисунок, обрезаются со всех сторон, а промежутки, то есть все, что не должно печататься, углубляются. Затем на доску накатывается при помощи валика краска, сверху кладут мягкую бумагу и делают отпечаток на специальном станке или вручную. Рисунок (гравюра) оттискивается с выступающих возвышенных частей доски, на которые накатана краска, следовательно, ксилография является одним из видов выпуклой гравюры, а ее печать относится к группе высокой печати.
Почти всегда изображение на печатной форме должно быть исполнено в обратном (зеркальном) положении, чтобы оттиск получился в том виде, как задумал его художник. В распоряжении автора имеется ряд способов переноса на печатную форму зеркального изображения. Эта особенность не создает для художника особых трудностей, и, работая над печатной формой, он хорошо представляет себе, каким будет оттиск.
Первые обрезные гравюры были довольно примитивными. Со временем техника совершенствовалась, появились более гибкие и разнообразные штрихи, но все, же изобразительные возможности этого вида ксилографии не особенно широки. Затрудняет гравирование неоднородность древесных слоев, к тому же гравирование вдоль слоя идет легко, но значительно труднее - поперек слоя. Но обрезная гравюра имеет свои неповторимые художественные достоинства. Материал заставляет художника освобождать изображение от мелочей, быть лаконичным, искать обобщений. Крупный штрих, глубокие по тону и простые по рисунку пятна создают особый декоративный строй обрезной гравюры. Именно этими качествами объясняется большой интерес современных художников к обрезной гравюре.
Выставка открыта до 28 мая.

Евгения ЗЕЛЕНСКАЯ
Фото автора
Инфопресс №14

Возврат к списку