В Силламяэском музее появился «Калейдоскоп памяти»
Это не новый экспонат, это целая выставка, работающая в эти дни в Городском музее Силламяэ. Но она не пестрит и не играет красками, не привлекает новыми художественными решениями. Однако она очень ценна для истории, для людей – ныне живущих и потомков.
Выставка такого формата проходит в Силламяэском музее впервые. Документы, фотографии, дневники, альбомы… Все это связано с городом и его окрестностями. Либо непосредственно – указывая на то, что здесь происходило в далекие и не очень времена, либо косвенно – через местных жителей, участвовавших в тех или иных значимых событиях.
Наверное, самым дорогим экспонатом выставки можно назвать личный дневник участника русско-японской войны Георгия Федосеева, который в мирное время служил управляющим летнего дворца петербургского купца Елисеева, располагающегося в нынешнем парке Тойла-Ору. Будучи призванным, Федосеев был назначен старшим писарем в русской гвардии. Удивительно, что последние записи в дневнике, сделанные карандашом, сохранились до сих пор, а ведь им уже более 105-ти лет (!). Этот дневник – целый роман. На его страницах писарь рассказывает о каждом дне войны: как готовились к бою, чем питались солдаты, как воевали, как встречались с японцами, как обе стороны хоронили своих погибших, тут имена, фамилии… «Утром температура – 39 и 1. Вечером – 40 и 4», – таковы последние записи в дневнике Федосеева, сделанные рукой уже тяжело больного человека. Писарь умер. А свой дневник он посвятил супруге – Анне Ефимовне Федосеевой. По воле автора дневник был отправлен по адресу: Эстляндия, Балтийская железная дорога, имение Орро. Лет восемь назад хранителю Силламяэского музея Александру Пополитову, зная, что он интересуется историей Тойла, его передала уже преклонных лет родственница Федосеева (в скором времени женщина умерла). Сейчас сотрудники музея думают над изданием дневника в виде добротно оформленной книги.
Другая жительница Тойла Хелла Воре, много лет проработавшая делопроизводителем в лесхозе Ида-Вирумаа, не так давно и также незадолго до своей смерти тоже передала музею Силламяэ свой архив в документах и фотографиях, касающихся района и его жителей. По архиву Хеллы можно проследить, кто и когда был принят на работу, уволен или кто был талантлив в народном творчестве. В прошлом году, когда музей представил часть переданных этой женщиной материалов, он перенес настоящее нашествие ее родственников и близких. Кто-то из них из объявления в газете узнал, что в Силламяэ проходит такая выставка, в музей приезжали целыми семейными кланами, рассматривали фотографии, искали родственников, знакомых и пообещали передать в музейный фонд еще больше подобных экспонатов.
Безусловно, заслуживают внимания и фотографии силламяэсца Сергея Синицова, ветерана войны, прошедшего от Сталинграда до Берлина, который победным маем 1945-го был у Рейхстага, и книга «Я люблю тебя, жизнь» педагога и заслуженного общественного деятеля Силламяэ Марии Федоровны Смолиной.
Внес свою лепту в экспозицию и «Силмет». Предприятие подарило музею свою фотовыставку «Строительство порта». Здесь же можно познакомиться с документами, связанными с масляной фабрикой Силламяэ (1926-1936 гг.), которая стояла на месте нынешнего «Силмета».
Представлены на выставке и хроники о православной церкви Казанской иконы Божией Матери (не современной, а стоявшей в черте современного Силламяэ в позапрошлом веке). Фундамент прицерковного домика сохранился в районе бульвара Виру.
Но, наверное, более всего публику интересуют альбомы выпусков силламяэских школ (примерно 60-80-х гг.). Буквально каждый посетитель листает их с большим интересом и находит себя, своих друзей, знакомых, родителей или родственников.
Также выставка дополнена картинами, которые в художественный фонд города музей приобрел за последние два года. Это шесть полотен, принадлежащих кисти Георгия Виноградова, Юрия Михайлова, Александра Дикушенко и Геннадия Курленкова.
Познакомиться с «Калейдоскопом памяти» в Силламяэском музее можно будет до 22 октября.
Наталья КОЛОБОВА
Фото автора
«Эта выставка очень интересна для людей, для тех, кто долгое время прожил в Силламяэ, для их детей, внуков, правнуков. Она тихая и добрая, домашняя. Мы не случайно поставили в зале два стола и скамьи: посетители могут подолгу листать альбомы, рассматривать документацию. Даже во время открытия выставки зрители долго не хотели покидать наши стены, просматривали буквально каждый альбом, каждый снимок…» – говорит директор Силлламяэского музея Аала Гитт.
Инфопресс №39