У ПАМЯТИ СВОИ ЗАКОНЫ

У ПАМЯТИ СВОИ ЗАКОНЫ


В будущем году Еврейскому музею Эстонии исполнится 15 лет. Располагающийся в Еврейском общинном центре на улице Кару в Таллинне, он рассказывает об истории еврейской общины в республике с начала XIX века до того времени, когда открылся музей. В зал, где развернута главная его экспозиция, ведет Галерея памяти, созданная по инициативе еврейской общины и посвященная эстонским евреям, погибшим в годы Холокоста. С нее и начал свою экскурсию по музею его директор Геннадий Грамберг.

Журналисту издания «Инфоринг» он сообщил, что Галерею открыли в 2012 году в Международный день памяти жертв Холокоста. В стенных нишах на огромных, будто расколотых, стеклянных блоках - имена всех погибших. На сегодняшний день установлено 974 гражданина Эстонии еврейской национальности, уничтоженных на территории республики в первые месяцы фашистской оккупации. Сверху над именами - надпись со словами: «Мы помним жертвы judenfrei».
«Когда в январе 1942 года в берлинском пригороде Ванзее проходила конференция, где лидеры фашистской Германии обсуждали «окончательное решение еврейского вопроса» в Европе, и был составлен список стран с числом еврейского населения, которое следовало истребить, то напротив Эстонии стояла пометка «юденфрай». Таким образом сообщалось, что страна уже свободна от евреев. Известно, правда, что последние одиночные аресты проходили в Эстонии в апреле 1942 года. До сих пор данные о погибших уточняются», - сообщил Геннадий Грамберг. 
Директор музея заметил, что среди погибших был и верховный раввин Эстонии, доктор теологии Аба Гомер с семьей. Поэтому выставка на противоположной стороне Галереи посвящена ему. Здесь же размещена и его мемориальная доска. Все материалы о раввине - архивные, взяты в основном из архивов Эстонии, а также Латвии. 
Рядом с этой выставкой развернута другая, рассказывающая о том, как эстонские газеты освещали первый еврейский погром в нацистской Германии, вошедший в историю под названием «Хрустальная ночь». Он прошел 9 и 10 ноября 1938 года. Поводом для него послужила смерть в Париже немецкого дипломата Эрнста фом Рата после покушения на него польского еврея Гершеля Гриншпана. Фашисты представили его как нападение международного еврейства на Германию и фюрера. 
«Вы можете видеть копии эстонских газет того времени, у которых своих корреспондентов за границей не было, и они пользовались информацией других новостных агентств. Например, самая крупная газета в южной Эстонии Postimees, издававшаяся в Тарту, 12 ноября 1938 года привела полный текст статьи Геббельса, в которой тот обвиняет во всем евреев и говорит, что они сами виноваты в произошедшем погроме. Päevaleht в это же время сообщает, что евреев в 48 часов выселяют из Мюнхена. Очень подробно реакцию на произошедшее других стран описывает Rahva leht. Тут же представлена и местная газета на немецком языке Deutsche Zeitung, издававшаяся в Эстонии, с информацией на данную тему», - рассказал Грамберг.

Страницы истории
Еврейский музей Эстонии, для которого в Еврейском общинном центре в 2008 году выделили помещение, явился результатом общих усилий религиозной и светской частей еврейской общины. По словам директора музея, инициатором его создания был Марк Рыбак. Родившийся в Таллинне, он в 70-е годы уехал из Эстонии в Израиль, где сделал успешную карьеру, а когда вышел на пенсию, стал собирать материалы, связанные с историей эстонских евреев. Его отец погиб в Холокосте в Таллинне, и Марк Рыбак вернулся сюда, чтобы в память о нем создать музей. 
«В основе музея лежит его личная коллекция, которую составляют документы, воспоминания, отдельные предметы, принадлежавшие людям, уехавшим из Эстонии в Израиль или еще куда-то; с ними Марк Рыбак переписывался и встречался. К сожалению, несколько лет назад он скончался, но мы продолжаем дело, начатое им. Музейная коллекция пополняется, и мы ждем лишь удобного случая, что расширить нашу площадку», - заявил Грамберг.

Экспозиция музея состоит, условно говоря, из трех блоков. Первый, размещенный в центре, посвящен религии, потому что иудаизм - основа существования еврейского народа. Это самая древняя монотеистическая религия в мире, существующая поныне. И данная часть экспозиции дает обзор истории иудаизма в Эстонии, где до войны были две синагоги - в Таллинне и Тарту. В других местах существовали молельные дома. В годы войны все разрушили, а то, что осталось, снесли в советское время. И вплоть до 2007 года в Эстонии не было синагоги. Нынешнюю в Таллинне построили рядом с Еврейским общинным центром. 
«Вторая часть экспозиции описывает историю евреев Эстонии в хронологическом порядке. Первое упоминание о еврейской общине здесь относится к 1820 году, в ней было 36 человек. До этого евреям запрещалось постоянно жить в Эстонии, бывшей частью Российской империи, в которой существовала так называемая черта оседлости. Им разрешалось проживать только в западных губерниях. Селиться в Эстонии могли лишь военнослужащие, купцы, получившие вид на жительство, а также ремесленники, которые тоже должны были ходатайствовать о подобном разрешении. Также Тартуский университет принимал на учебу еврейских студентов, в основном, на медицинский факультет. А если были врачи, то приезжали и пациенты, желавшие лечиться у своих. Таким образом община росла, и к концу XIX века еврейское население Эстонии составляло уже более 3800 человек», - продолжил директор музея. 

Счастье с горем в обнимку
Несмотря на то, что в царское время в Эстонии существовали отдельные еврейские общества, в частности, студенческие, жизнь еврейской общины развивалась хаотически. Многое изменилось после того, как республика в 1918 году обрела независимость. В Манифесте независимости, копия которого имеется в музее, было сказано, что национальные меньшинства, в том числе и евреи, получат право культурной автономии. Этот факт сыграл позитивную роль на отношении евреев к Эстонской республике. Более 400 из них участвовали в Освободительной войне 1919-1920 годов, за что были награждены медалями. 
«В 1926 году еврейская община здесь получила культурную автономию. В состав культурного совета вошли и женщины, что стало беспрецедентным событием для того времени. В нашем музее имеется грамота, выданная Эстонской республике Еврейским национальным фондом в Палестине в благодарность за то, что впервые в мире евреи в Эстонии получили столь широкую культурную автономию. Период между двумя мировыми войнами мы называем «золотым веком» нашей общины, потому что ее культурная, спортивная и общественная жизнь была бурной и разносторонней», - отметил Грамберг.
В 30-е годы число евреев в Эстонии немного снизилось. Это было связано с тем, что среди евреев, особенно молодых, в первую очередь учеников Таллиннской еврейской гимназии, открытой в 1924 году, широко распространились идеи сионизма. Это политическое течение ратовало за переезд евреев в Израиль и построение еврейского государства. Тогда данная территория находилась еще под управлением Великобритании. И вот в 30-е годы около двухсот молодых людей уехали из Эстонии в Палестину, где основали кибуц и стали заниматься сельским хозяйством. Некоторые начали бороться с британскими колониальными властями.
После того, как Эстония в июне 1940 года вошла в состав Советского Союза, все организации культурной автономии, признанные буржуазными и реакционными, были распущены. Начались репрессии. Лидеров многих еврейских организаций арестовывали и отправляли в лагеря ГУЛАГа или расстреливали. Во время первой массовой депортации 14 июня 1941 года среди десяти тысяч высылаемых было 440 эстонских евреев, многие из которых погибли в лагерях или умерли от болезней, голода и тяжелых условий жизни. 
«Депортация затронула 10% еврейского населения Эстонии. Когда началась война с нацистской Германией, 56% евреев эвакуировались в Россию, 12% - мужчины, мобилизованные в Красную армию, а 22 % остались на оккупированной территории. Это те самые 974 человека, которых фашисты убили и которых нам удалось установить. Представляется, что только 8 человек пережили немецкую оккупацию», - заключил Геннадий Грамберг. 

Невинные души
Директор музея подвел к стенду, посвященному первому этапу Холокоста в Эстонии, когда нацисты уничтожали эстонских евреев. Покончив с ними, в середине 1942 года они стали привозить в Эстонию евреев из других европейских стран. Одних сразу уничтожали, а тех, кто мог работать, посылали в трудовые концентрационные лагеря. В основном они располагались на северо-востоке Эстонии, где добывался горючий сланец. Переработанный, он использовался немцами в качестве горючего для машин и военной техники. На фотографии на стенде видно, как еврейские узники его копают. 
«Когда советские войска подошли к Эстонии, большинство трудоспособных заключенных немцы отправили в концлагерь Штуттгоф под Гданьском. Около двух тысяч осталось в лагере в Клоога, недалеко от Таллинна. У нас в экспозиции имеется бетонный блок, один из тех, что они изготавливали, на котором выбита дата - 16 сентября 1944 года. Таллинн освободили 22 сентября, но перед этим в Клоога прибыла зондеркоманда СС, начался расстрел, после чего тела убитых фашисты сожгли. Лишь несколько десятков человек спаслись, убежав в лес. Вот фотография, на которой советские офицеры осматривают сожженные трупы. Большинство погибших было из Литвы - Вильнюсского и Каунасского гетто», - уточнил Грамберг.
Рядом на стенде - фотография супружеской пары Уку и Эхи Мазинг, которые помогли студенту Тартуского университета Исидору Левину спастись во время оккупации, снабдив фальшивыми документами. Его, правда, тоже арестовывали, но не как еврея, а как эстонца, уклонявшегося от трудовой повинности, поэтому он в конце концов и спасся. Позже Исидор Левин описал, как ему помогла эстонская семья, и отправил свои записи в Иерусалим, в Мемориальный центр увековечивания памяти о Холокосте Яд Вашем.
«И эта супружеская пара получила медаль «Праведники мира». Были еще люди, помогавшие евреям спрятаться, но в советское время Холокост замалчивался. Считалось, что фашисты убивали не евреев, а советских граждан. Сейчас все эти люди уже ушли из жизни, так же как и те, кому они помогали, и никаких письменных свидетельств их поступкам нет», - объяснил директор Еврейского музея и перешел к следующей части экспозиции, рассказывающей о советском периоде жизни в Эстонии.

Умение ждать, пусть даже годы
В советское время жизнь еврейской общины находилась практически под запретом. Свои национальные праздники евреи отмечали в основном дома. Короткое время, с 1967 по 1971 год, в Таллинне работал еврейский театр, что для Советского Союза того времени было уникальным явлением. В частности, там поставили спектакль по «Дневнику» Анны Франк, имевший огромный успех. Театр тем не менее закрыли.
«В конце 60-х годов родственники погибших в Холокосте хотели установить в Таллинне небольшой монумент в память о них, но власти не разрешили это сделать. На стенде демонстрируется копия документа, принятого Таллиннским горисполкомом, запретившего производить подобные действия. Но нашлись смельчаки, которые в 1973 году под покровом ночи установили такой памятник на еврейском кладбище. Надпись на нем была сделана на идише, который никто из городских чиновников не знал, поэтому случай не имел последствий», - поделился воспоминанием Грамберг.
Музейная экспозиция показывает, как проходило возрождение еврейской жизни в Эстонии в годы перестройки, где процесс либерализации шел быстрее, чем в других местах. В марте 1988 года в республике была основана первая в Советском Союзе свободная еврейская организация под названием Общество еврейской культуры. Событие стало сенсацией. В декабре того же года стала выходить газета «Хашахар» («Заря») на эстонском и русском языках - первая независимая еврейская газета в Союзе. Ее тираж на русском достигал 5000 экземпляров, которые потом рассылались в конвертах по всему Советскому Союзу.
Пять лет, начиная с 1990 года, еврейскую общину Эстонии возглавлял Геннадий Грамберг. По его словам, это было время больших перемен и вызовов. Надо было решать массу самых разных проблем и восстанавливать общинную жизнь, к которой люди не привыкли. На одном из стендов имеется фотография, запечатлевшая первый седер, пасхальный ужин, который для членов общины устроили в столичном Доме профсоюзов. На другой фотографии видны счастливые лица школьников, отмечающих первый в Таллиннской еврейской школе Пурим, самый яркий и веселый еврейский праздник.

Пока горит огонь
«В 1990 году в Таллинне, в здании, где когда-то располагалась частная еврейская гимназия, а в советское время морское училище, нам удалось открыть еврейскую школу. Здание и территория вокруг нее - единственная общинная собственность, сохранившаяся с довоенного времени, которую нам удалось вернуть. У здания имелась пристройка, которую мы переделали. В ней расположился наш общинный центр. Теперь еще рядом находится и синагога», - рассказал директор музея.
Сегодня это - центр всей еврейской жизни в Эстонии. Всего в республике по данным последней переписи живет чуть больше 1800 евреев, большая часть из которых - в Таллинне. Есть небольшие общины в Нарве, Тарту, Пярну. После Геннадия Грамберга еврейскую общину Эстонии несколько лет возглавляла Циля Лауд, а в 2007 году ее сменила Алла Якобсон, являющаяся председателем общины и сегодня. 
«Еще один музейный блок посвящен различным темам - образованию, науке, спорту, экономике, культуре, искусству, а также антисемитизму и эмиграции в Израиль. Устраиваем мы и выставки. Например, когда отмечалось 30-летие установления дипломатических отношений между Эстонией и Израилем, мы подготовили к событию тематическую выставку. А недавно, празднуя 15-летие Таллиннской синагоги, открыли в ней выставку об истории синагог в Эстонии. Материалами музея пользуются также ученики еврейской школы», - сообщил Грамберг.
Завершая экскурсию, директор Еврейского музея Эстонии заметил, что музей принимает участие и в международных акциях: весной проводит Ночь музеев, а осенью отмечает Европейский день еврейского наследия. Дважды в год в его стенах проводится музейный час, регулярно организуются и экскурсии, в том числе и для школьников; интерес к ним в последнее время растет. 

Александр АЙСБЕРГ
Инфопресс №48 (2022 г.)

Возврат к списку



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс