Наверняка, не ошибусь, если скажу, что жительница силламяэских окрестностей Меэди Хииело – старшая из всех «подмастерьев» Татьяны Печерица, мастера прикладного творчества. И не только по возрасту (сейчас Меэди – 80). Вот уже больше десяти лет она под чутким руководством Татьяны Петровны творит в студии флористики, которая работает на базе Городского музея Силламяэ. За это время Меэди представила на суд зрителей (и не только силламяэских) множество изделий. Ее работы хранятся и в выставочном зале музейной мастерской. Это произведения флористического искусства, и выполненные в техниках вилтинг (художественный войлок), и декупаж. А коврики, «сотканные» не из льняного или шерстяного волокна, а из сухих трав и цветов, давно стали визитной карточкой Меэди. Она – завсегдатай тематических выставок и ярмарок рукоделия, проходящих не только в нашем уезде, но и в разных уголках Эстонии, и фестиваля ландшафтного дизайна «На макушке лета» (его с 2004 года организует Силламяэский музей). Вот уже десять лет она – член Общества рукоделия Ида-Вирумаа. А у нее дома – на хуторе в деревне Перьятси, что в Вайвараской волости, – разместился целый музей рукоделия, в котором собраны уникальные вещи. Все его экспонаты относятся к периоду второй половины 19 - началу 20 вв. Большого внимания заслуживает и сам хутор Хииело… В ее саду все настолько обихожено и со вкусом оформлено!.. Не удивительно, что частыми гостями хутора Меэди в Перьятси становятся многие силламяэсцы и их друзья, а еще сюда приезжают со всей Эстонии, даже островитяне частенько навещают пожилую хуторянку.
Заниматься прикладным творчеством Меэди стала еще в начале 30-х годов прошлого века, будучи совсем маленькой девочкой. «Тогда мы жили в Пярнумаа, в поселке Лелле, я еще не ходила в школу, – вспоминает она. – Моя мама – учительница (отец Меэди тоже был школьным учителем,– прим. авт.) – – вела группу девочек. В независимой Эстонии (до 1940 года, – прим. авт.) было такое движение системы внешкольного воспитания, называвшееся «Kodutütar» – организация девочек наподобие скаутской. Школьницы обучались навыкам ведения домашнего хозяйства: содержанию дома и сада в чистоте и порядке, приготовлению пищи, рукоделию и т.п. А мне было интересно не только наблюдать за занятиями, которые проводила мама, но и что-то пытаться сделать самой. Когда пошла в школу, конечно, продолжила заниматься в мамином кружке, вот так постепенно многому и научилась».
– С тех пор нитки, иголки, спицы, крючки, различные материалы и инструменты, а также усердие и фантазия стали неизменными спутниками Меэди по жизни. «В рукотворчестве у меня был перерыв, – признается она, – но это было связано с послевоенным временем, когда из Лелле мы вернулись сюда, в Вайвараскую волость (отец Меэди здесь родился, отчий дом стоял у дороги, ведущей на Синимяэское кладбище, а в Пярнумаа родителей моей собеседницы отправляли на работу в тамошнюю сельскую школу, – прим. авт.). . Тогда здесь кругом была такая разруха… В прямом смысле – ни кустика, ни травинки. Отсюда, из Перьятси, было отлично видно, как идет поезд по железной дороге, расположенной в 2,5 км, везде рытвины, осколки бомб, были разрушены многие дома. Дом отца уцелел. Чудом. А этот (Меэди имеет в виду свой хутор в деревне Перьятси, – прим. авт.) мы сами строили с моим мужем, ныне покойным, который тоже родом из этих мест. Здесь после войны мы познакомились, да тут я так и осталась. Строили дом буквально с нуля, был только фундамент от старого, ранее стоявшего на этом месте чьего-то дома. Начали в 1960 году. Строительство продолжалось два года, еще год ушел на отделку. Детки были маленькими. Сами понимаете, на творчество в чистом его виде времени не оставалось. Хотя рукоделием я занималась постоянно, то детям что-то перевязывала или перешивала из старых вещей, потом шить-вязать стала внукам, теперь вот правнукам (у женщины четверо внуков, живут которые в Силламяэ, Тарту и Таллинне, пока столько же правнуков, но вот-вот родится пятый, – прим. авт.). Мне кажется, покупное никогда не будет таким носким и уютным, как сделанное своими руками. А малышам особенно важно, чтобы вещь была теплой, удобной. И, главное, чтобы была выполнена из натуральных материалов, чтобы от нее веяло любовью»..А еще Меэди сама делает для правнуков игрушки. Войлочные мячики, мышек, гномиков. А как завораживает ее рождественская елка, украшенная затейливыми фигурками, сделанными ее же руками!
Вновь время на творчество у Меэди появилось с начала 70-х, когда дети подросли, быт наладился, а она вышла на работу. Работала сначала помощником лесничего в Вайвараском лесничестве. После – в Нарвском совхозе, уже сама стала лесничим. Тогда рукоделием Меэди «заразила» весь женский коллектив совхоза. По ее инициативе там организовался кружок рукоделия. «Когда во время рабочего дня выдавались свободные минутки, я всегда что-то вязала, женщин (а среди них было много русских) это очень заинтересовало. Так и образовался в нашем рабочем коллективе круг единомышленников, точнее единомышленниц-рукодельниц», – улыбается Меэди.
А в Мастерскую флористики Силламяэского музея женщину привел музейный хранитель, краевед Александр Пополитов. С ним семья Меэди познакомилась еще в середине 60-х. Уже потом, много лет спустя, он и «свел» саму Меэди с Татьяной Печерица. «Однажды молодой человек из Силламяэ постучал в наш дом. Было это, если мне не изменяет память, году в 1965-м. С нами еще жил мой дедушка. Александр сказал, что собирает исторические факты о городе и крае, и хотел узнать вайвараские истории. А когда в середине 90-х в Силламяэ открылся музей и в нем появился зал, посвященный Вайвара (стационарная экспозиция «Хуторской быт Вайвараской волости», – прим. авт.,) Пополитов пригласил меня на экскурсию, там я и познакомилась с Татьяной. Меня заинтересовала ее только-только начавшая работу мастерская, мы с ней быстро нашли общий язык».
Вот с тех пор Татьяна Петровна и стала своего рода наставницей Меэди по рукотворчеству. «Всем новым, что она узнает сама, делится и со мной. То что-то в Интернете отыщет, то в современных журналах по рукоделию. Кое-какие идеи с мастер-классов или выставок привозит. Словом, дело у нас с ней находится всегда… Но что-то я вас заговорила, – спохватывается Меэди, – пойдемте, я покажу вам свой музей».
Музей рукоделия Меэди Хииело разместился в небольшой постройке рядом с ее домом. У входа в музей круглосуточную вахту несет верный страж – пес Рекс. «Места здесь, конечно, маловато, – сетует женщина. – Когда посетители приходят группами, то осматривают мою экспозицию по очереди. Но, как говорится в русской поговорке, в тесноте, да не в обиде».
И действительно никто не обижается, дожидаясь во дворе хутора своей очереди, чтобы зайти в музей. Ведь и здесь, вокруг дома Меэди, можно увидеть немало интересного (правда, сейчас двор хутора заснежен, но с разрешения хозяйки мы еще вернемся сюда, заглянем на огонек в Перьятси летом). Радуют глаз красиво высаженные цветы, со вкусом оформленные клумбы. Не зря «паломничество» сюда не прекращается уже который год. Те, у кого есть собственные садовые участки, перенимают кое-что со двора Меэди, а ее соседи, видя эту ухоженность, тоже стараются навести порядок вокруг своих домов. «Мне все это очень приятно, – радуется женщина, – приятно что-то показать, подсказать, чем-то помочь. Ведь во времена моего детства такая красота и порядок царили почти в каждом деревенском дворе».
Многолюдно на хуторе Хииело в Яанов день. Да и вообще, в летние деньки хуторской двор редко пустует. То внуки навестят - главные помощники в ведении хозяйства, то знакомые на шашлыки заглянут, то дни рукоделия здесь проходят. А минувшее лето запомнилось всем посетителям хутора солидной датой его хозяйки. В августе Меэди Хииело исполнилось 80 лет. Юбилей отмечали аж четыре дня. Это был настоящий интернациональный день рождения. От души Меэди поздравляли и местные эстонцы, и русские, и украинцы…
Но вернемся в ее музей. Экспонаты для него женщина начала собирать в 1990-м (экспонатов больше ста и это только рукоделие, а с книгами и кухонной утварью насчитывается и того больше, все это добро – из домов деревни Перьятси). Сначала все складывалось на чердаке в доме Меэди, а пять лет спустя, в 1995 году, музей открылся для посетителей. Домотканые половики, вышитые гладью скатерти, полотенца, покрывала с шерстяной вышивкой крестом, вязаные вещицы она сама собирала по соседним домам. Многие охотно отдавали «хлам», признавались, что вот-вот хотели это выбросить, не понимая в чем же ценность этого «тряпья». Потом, уже зная, что Меэди собирает старые вещи ручной работы, сами стали приносить их ей – мол, все равно выкидывать. В затею музея и в то, что будущая экспозиция кого-то заинтересует, не больно-то верили. Ну а уж потом сами, разглядывая экспозицию, только удивлялись, находя среди аккуратно разложенных вещей что-то свое. Удивление соседей только усилилось, когда в музей Меэди стали приходит первые посетители.
«Просто удивительно, что все эти вещи ручной работы, созданные еще в довоенное время, сохранились в сундуках и комодах. Я понимала, рано или поздно все это будет выкидываться, поэтому, не дожидаясь этого момента, начала спрашивать у соседей, не осталось ли у них чего из старинного рукоделия. Крайне жаль было бы допустить, чтобы эта часть истории нашей деревни, часть вайвараской истории бесследно пропала. Да и потом все эти вещи нужно не прятать в шкафах, где их съедает моль, а показывать людям. Ведь они представляют немалый интерес. И не только для местных рукодельников, но и для туристов, приезжающих в Ида-Вирумаа или проезжающих мимо».
И хотя Меэди никогда специально не афишировала то, что у нее есть собственный музей, посетителей в нем, да и на хуторе, всегда хватает. Не раз хозяйке поступали предложения внести музей и хуторской двор в круг ида-вирумааских туристических объектов. «Честно говоря, мне это дело не потянуть. Пусть уж потом этим занимаются мои внуки, ежели они захотят, – говорит женщина. – Если мой дом станет туристическим объектом, то это будет считаться моим доходным делом – бизнесом, а я не хочу заниматься музеем и поддержанием порядка во дворе ради прибыли. Слава Богу, на жизнь хватает пенсии, а это дело приносит мне душевное спокойствие. Я всегда рада гостям и денег никогда ни с кого брать не буду».
Возможно, уважаемый читатель задался вопросом: что же героического в хранении старых вещей? Ничего. Но несомненного уважения заслуживает то, как трепетно Меэди Хииело сохраняет сделанное руками предыдущих поколений. А удивления - то, что каждое изделие, выполненное ее собственными руками, – настоящее произведение декоративно-прикладного искусства. Кажется, ее выдумка и энергия – неиссякаемы. И за столько лет наша героиня ничуть не утратила интереса к рукотворчеству. Кроме того, своим делом она увлекает и других. А как занимательно она рассказывает о каждой вещице, хранящейся в ее музее, а с какой любовью обихаживает свой двор… Назвать дело Меэди хобби язык не поворачивается. Несомненно, это дело всей ее жизни, которое и ей жить помогает, и других радует.
Наталья КОЛОБОВА
Фото автора
Инфопресс № 01