Как я учился рисовать

Как я учился рисовать

Как я учился рисовать

Таллиннский художник Виктор Синюкаев на своей персональной выставке, открывшейся в столичном Центре русской культуры, решил продемонстрировать свои старые работы, самые ранние из которых относятся к 1950-ым годам. Экспозиция показывает, как последовательно развивалось мастерство художника, начинавшего свой путь в кружке Дома пионеров, окончившего художественное училище в Ленинграде и институт в Таллинне и завоевавшего широкую известность своими плакатами. 

В интервью журналисту издания «Инфоринг» член Союза художников СССР и Союза художников Эстонии Виктор Синюкаев прокомментировал открытие выставки, рассказал о деде-сапожнике, первом удачном опыте, буме на живопись в 90-е годы и собачке по кличке Рыжик. 

Последняя выставка художника в Таллинне, открытая к его 60-летию в галерее «Хаус», состоялась 19 лет назад, он демонстрировал на ней свои морские пейзажи. После этого ни разу не выставлялся - как сам говорит, «разочаровался в выставках». Нынешняя в Центре русской культуры случилась неожиданно. 

- Работ за годы у меня накопилось немало. Среди них - рисунки: детские, училищные, курсовые институтские. Все они лежали в папках. Однажды я решил сделать подарок своей знакомой, оформив один-два из них в рамы. Оказалось, что рам у меня больше, чем самих рисунков! Потихоньку стал всё из папок доставать, оформлять, и невольно родилась мысль - а не сделать ли выставку? Уже осень началась, и вдруг раздался звонок. Звонил художник, знакомый еще с институтских времен и даже раньше, Валерий Лаур: «Не хочешь ли свои работы выставить в Центре русской культуры?». Я согласился. 

Название выставки - «Как я учился рисовать». Из трех десятков работ, представленных на ней, только две сделаны в настоящее время, большая же часть создана в 50-е - 60-е годы. Интересно, что поступив в Таллиннский художественный институт, Виктор Синюкаев, по его собственным словам, перестал рисовать, увлекшись плакатом. Именно плакату он отдал четверть века своей жизни, завоевав в этом жанре изобразительного искусства широкую известность. 

Наслаждение творчества
Родной город художника Синюкаева - Каменец-Подольский в Хмельницкой области Украины. Отец был военным, и в детстве Виктор успел пожить также в Германии и Молдавии. Хорошо помнит, как однажды попросил маму что-то нарисовать, и она, обладательница каллиграфического почерка, нарисовала домик. Изображенный в перспективе, он произвел на мальчика неизгладимое впечатление. 
По словам Синюкаева, мама, когда писала письма бабушке, всегда хотела, чтобы он в конце что-нибудь нарисовал, и он рисовал кораблики с мачтами и реями. Однажды в ответном письме от бабушки, не разгадавшей смысл изображенного, прозвучало: «То шо вин мени всё христы малюе?». Своему же дяде, тоже военному, маленький Виктор рисовал погоны со звездочками. 
Его склонность к рисованию заметили в школе, стали ставить в пример другим детям. Наконец, учась уже в 8 классе, Виктор Синюкаев записался в изокружок в Доме пионеров. Занимался очень серьезно, и скоро у него возникло ощущение, что рисование останется с ним на всю жизнь. 

- Если говорить о генах, то считаю, что они передались мне от деда-сапожника, мастера своего дела. Этот вид ремесла включает в себя и живопись - надо уметь подобрать цвет, и скульптуру - обуви нужно придать форму. И всю эту красоту дед создавал собственными руками. Как он каблуки вырезал! Как делал колодку! Потом приходил заказчик, обувался и платил деду за это деньги. 

После окончания основной школы Синюкаев поехал в Ленинград, где поступил в художественное училище на отделение живописи (неофициальное название училища - «Таврическое», сейчас оно носит имя Николая Рериха). Учебу прервала военная служба, после которой доучивался уже на декоративном отделении или, как сейчас говорят, дизайнерском.

- Звучит анекдотично, но училище в ту пору возглавлял директор Пустовойтов, завучем работала Нахамкина, рисунок преподавал Тупикин, а моя будущая теща была Половинкина. Помню случай, который тем, кто знает меня как художника-плакатиста, покажется казусом. Я считался успешным учеником, и однажды педагог по рисованию попросил меня плакатик сделать к лекции на религиозную тему. Кажется - элементарно, но я настолько к этому был не готов! Не имея возможности отказать, я сделал плакат. Педагог посмотрел на него и… не повесил. 

Запомни правило простое, этот плакат увидя: работаешь - стоя, отдыхай - сидя
Вся будущая жизнь Виктора Синюкаева окажется связана с Эстонией, именно здесь он получит известность и признание как художник. В Таллинн Синюкаев приедет к своей невесте, переехавшей сюда из Ленинграда и учившейся в Художественном институте. Они поженятся, и сам он тоже в 1966 году поступит в институт сначала на отделение живописи вольнослушателем, а через год сдаст экзамены и окажется на факультете графики, специализируясь в плакате. Ректором института в ту пору являлся Яан Варес (этот пост он занимал до конца 80-х годов, почти 30 лет). Руководителями Синюкаева в обучении были известные эстонские художники Эвальд Окас, Ало Хойдре и Пауль Лухтейн. 

- Первой моей работой, получившей практическое применение, стала серия этикеток для консервов «Завтрак туриста». Фамилию художника не ставили, но этикетки напечатали и я этим очень гордился. Скоро я оказался задействован в кинопрокате, начав заниматься рекламой фильмов. Эта деятельность для меня, как художника, станет основной. Я проработал здесь 25 лет вплоть до развала Советского Союза, делая плакаты на многие известные фильмы. Первый напечатают в 1968 году. Была объявлена тема - «фестиваль казахских фильмов в Эстонии», и несколько художников приняло участие в конкурсе эскизов. Лучшим среди них оказался мой. 

Во время учебы Синюкаев стал также сотрудничать с издательством «Валгус», оформляя обложки выпускаемых им учебников. Директором издательства был Антс Сяде, сам «крепкий» график. Но основным для Синюкаева оставался плакат, отображавший, кроме кинопремьер, постановки в театре оперы и балета, концерты в Таллиннской филармонии и различные фестивали, устраиваемые министерством культуры республики. 

- Помню, оформлял плакат на Дни культуры Грузии в Эстонии. Текст, который мне дали, я отобразил один к одному. Но вот незадача - завитушку у одной из букв изначально неправильно поставили, отчего изменился смысл слова, и чиновникам потом пришлось на всем тираже ее заклеивать. 

Как заметил художник, плакат - «спортивный» жанр, и он активно участвовал во всех конкурсах плаката, часто в них побеждая. Участвовал также во всевозможных выставках, в основном, республиканских, но случались и межреспубликанские, и всесоюзные, и выставки советского плаката за рубежом. 

- Среди тем политического плаката часто повторялась тема пятилетки. Плакат на праздник тоже считался политическим: на 1 мая, День победы, 7 ноября, на юбилеи всякие - например, освобождение Таллинна от фашистов. Я делал всё. Чем дальше от меня отстояла тема, тем было интересней. И решение любой из них мне удавалось. Это отмечало издательство, поэтому спрос был. Однажды встречаю нашего известного искусствоведа, уехавшего потом в Америку, Бориса Бернштейна. Он спрашивает: «Виктор, в чем дело? Куда ни плюнь, везде ваши плакаты висят».

Жизненные нюансы
В 90-е годы востребованность художника-плакатиста сошла на нет. Кинопрокат приказал долго жить, поменялась идеология, многие темы из художественной жизни страны исчезли. Художники, прежде получавшие премии «за Ленина», оформляя плакаты к юбилею вождя, превратились в «патриотов». Соответственно, изменили свою политику и редакторы издательств.
 
- И тут я вспомнил свое художественное училище в Ленинграде: ведь я же изначально был живописцем и знал всю эту «кухню» - как натянуть холст, как его загрунтовать. Еще учась в школе в Каменец-Подольском, я много копировал картин известных художников. Помню «своего» Куинджи - «Березовую рощу», «своего» Васнецова - «Ивана-царевича на Сером Волке» и «Витязя на распутье». И так получилось, что в 90-е годы я вернулся к живописи.

Виктор Синюкаев рассказал, что тогда в Таллинне начался бум на картины. Одна из первых галерей, куда художники приносили свои работы, располагалась на улице Кингисеппа (ныне Лийвалайа). Многие тогда уезжали из Эстонии и продавали квартиры. Деньги потратить было не на что, приходилось покупать искусство, поэтому больше одного дня картины в галерее не задерживались. 

- На первых порах в ней на приемке худсовет работал, решая, что из картин взять и по какой цене. Доходило до того, что художники приносили свои работы, а покупатели их уже у дверей ждали и покупали прямо у входа, не дожидаясь оценки худсовета. Два года этот бум продолжался, и цены только росли. Я и сейчас кое-что пишу для салонов или галерей, но, конечно, не в том объеме - возраст все-таки. 

Дочь Синюкаева живет в Санкт-Петербурге, и получается, что единственная родная душа художника в Таллинне - его Рыжик. Пса он взял из приюта 8 лет назад. Сказали - сентябрьский, поэтому в собачьем паспорте он записал ту же дату, что стоит и в его собственном документе. Если едет куда на машине (а Синюкаев любит дальние путешествия), то берет Рыжика с собой.

- Долго не мог кличку ему придумать: как же назвать этого «рыжика», как назвать? Однажды спохватился - ведь я уже называю его! Каждый день Рыжик меня выгуливает, у дверей торгового центра садится, ждет, внутрь не заходит. Умный! 

Выставка ранних работ члена Союза художников Эстонии, графика-плакатиста и живописца Виктора Синюкаева «Как я учился рисовать» открыта в Центре русской культуры в Таллинне до 5 января 2021 года включительно. 

Александр АЙСБЕРГ
На фото:
Художник Виктор Синюкаев
Инфопресс №50 (2020 г.)

Одна из ранних работ Виктора СинюкаеваРаботы Виктора Синюкаева
На выставке "Как я учился рисовать" в Центре русской культуры








Возврат к списку



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс