БОГ СОЗДАЛ МИР ИЗ НИЧЕГО, УЧИСЬ, ХУДОЖНИК, У НЕГО

БОГ СОЗДАЛ МИР ИЗ НИЧЕГО, УЧИСЬ, ХУДОЖНИК, У НЕГО

БОГ СОЗДАЛ МИР ИЗ НИЧЕГО, УЧИСЬ, ХУДОЖНИК, У НЕГО

В конце января в галерее церкви Святого Иоанна (Jaani kirik) в центре Таллинна открылась персональная выставка известной эстонской художницы Мари Роосвальт, которая назвается «Сакральное». По словам художницы, ее всегда интересовала культура прошлого, в том числе и церковная архитектура, и именно священные здания вдохновили ее на создание этих картин. «Здесь собраны работы разных лет, некоторые выставлялись ранее, но вместе, в рамках единой выставки, я показываю их впервые», - заявила Роосвальт.

В прошлом году Мари Роосвальт отметила свой юбилей. Дочь знаменитого эстонского художника, народного артиста СССР Эвальда Окаса, она пошла по стопам своего отца, окончив в 1969 году Государственный художественный институт Эстонской ССР по специальности «живопись». Долгие годы преподавала рисование в таллиннских школах, из них два десятка лет - в Таллиннской художественной школе. Потом была работа в Таллинском педагогическом институте и почти 20 лет в Эстонской художественной академии (с 1998 года Мари Роосвальт - профессор академии). Член Союза художников Эстонии с 1979 года, она с конца 90-х входила в его правление, а сегодня является почетным членом Союза. 
И на протяжении всех лет своей «взрослой» жизни, то есть уже полвека, Мари Роосвальт активно участвует в выставочной деятельности. Одних только индивидуальных выставок у нее прошло более 70. Многочисленные биеннале и коллективные выставки, в которых художница принимала участие, проходили в разных странах. Среди полученных наград - дипломы и премии на Балтийской триеннале акварельного искусства в Риге, Международной биеннале современной акварели в Германии, Международной биеннале живописи в Минске. В 2006 году Мари Роосвальт была удостоена престижной художественной награды Эстонии - премии Конрада Мяги, лауреатами которой за 40 лет ее существования становились известные эстонские художники. 

Источник вдохновения
По словам Мари Роосвальд, с куратором ее выставки, пастором Эркки Юханди, она уже сотрудничала в прошлом - он помогал ей с выставкой в церкви Святого Иакова в Виймси. Здесь же, в церкви Святого Иоанна, художница выставляется впервые, несмотря на то, что все последние годы помещение функционирует как настоящая художественная галерея, работу которой курирует тот же Юханди. 
«Прошлой осенью из-за коронавируса выставку организовать не удалось, поэтому делаем ее только сейчас. Мои картины - это то, что осталось у меня дома, остальные, соответствовавшие заявленной теме, уже нашли своих владельцев. Самая ранняя из выставляемых работ относится к 2011 году, последние написаны в прошлом году. Все картины большого размера и выполнены в смешанной технике или технике акварели», - рассказала Роосвальд.
Художница любит путешествовать и объездила всю Европу. Бывала в Китае, много раз в России, а также Средней Азии. Очень любит Италию, колыбель культуры и искусства, куда ездит каждый год. Впервые побывала в стране еще в советское время. Любимый город в Италии - Рим, очень любит Флоренцию и Венецию. Увиденное там вдохновляет на творчество. Правда, на этой выставке итальянских впечатлений почти нет - в большинстве своем в выставленных работах отразились испанские мотивы. 
«Вот эти силуэты - это силуэты испанских католических храмов. В Эстонии, Таллинне, конечно, тоже достаточно церквей: я, например, хотела подготовить к выставке картину с изображением Домского собора на Тоомпеа, но, к сожалению, не успела. И все-таки готика испанского храма или итальянского в стиле ренессанс выглядят гораздо интереснее архитектуры наших церквей. Да и дыхание времени рядом с ними ощутимее», - продолжила Роосвальт. 

Где древних городов под пеплом дремлют мощи
Остановившись рядом с одной из картин, художница объяснила, что работая над ней, вдохновлялась архитектурой храма Святого Семейства в Барселоне. Масштабное сооружение - самый известный, наверное, проект знаменитого испанского архитектора Антонио Гауди. Несмотря на то, что первый камень в его фундаменте был заложен в 1882 году, храм до сих пор строится. Связано это с тем, что по решению инициаторов строительства финансирование работ должно происходить исключительно за счет пожертвований прихожан. 
«Я неоднократно бывала в нем, последний раз - в связи с симпозиумом в Каталонии. Тогда-то, вдохновившись, и начала работу. А вот эти две картины навеяны пребыванием в Саламанке, одном из важнейших культурно-исторических центров Испании недалеко от португальской границы. В городе множество церквей, его старые кварталы объявлены ЮНЕСКО частью Всемирного наследия человечества», - добавила Роосвальт.
Одна из работ, связанная с пребыванием в Саламанке, вызвана к жизни воспоминаниями о далеких временах, когда по пыльным дорогам Испании, направляясь к христианским святыням, нескончаемой лентой двигались паломники. Другая картина рядом заставляет вспомнить о древнем храме Пéтра
 в одноименном городе в Иордании. Первые сооружения в нем возникли еще до нашей эры. Мари Роосвальт побывала и там. 
«Я посещала и Израиль, но свои впечатления о нем еще не успела оформить. Работа маслом в такой смешанной технике требует времени, в отличие от акварели, где нужно работать быстро. Зато вот это - Лондон, я побывала в нем год назад. В силуэтах в верхнем ряду картины угадывается готика Вестминстерского аббатства, а внизу я изобразила королевскую гвардию, ведь Англия - старейшая из монархий, и лев в центре картины напоминает об этом», - сообщила художница.

К новым берегам 
Мари Роосвальт уверена, что художнику просто необходимо путешествовать: другие страны, иная культура, музеи с их неисчислимыми шедеврами, выставки современного искусства - всё наполняет его новыми впечатлениями. В таких путешествиях художник, вдохновляясь увиденным, находит темы для творчества и растет как мастер.  
В работах, выставленных в церковной галерее, их автор Мари Роосвальт отдает дань и «модной» сегодня теме - экологии. Впрочем, для художника, остро чувствующего время, обращение к ней - отнюдь не мода, преходящая и изменчивая, а искреннее желание противостоять бездумному отношению человека к природе. 
«Вот эти две работы - уже последнего времени, написаны в прошлом году. Климат на планете становится другой, но она не гибнет потому, что у нее есть свои ангелы-хранители. У меня они похожи на бронзового ангела, что стоит на гранитном постаменте в Пирита, - памятник «Русалка» (я живу как раз неподалеку от него). Сейчас в своей мастерской я работаю над подобной темой. Она не слишком радостная, но я не теряю оптимизма», - поделилась художница.
Персональная выставка Мари Роосвальт «Сакральное» в таллиннской церкви Святого Иоанна будет работать до конца февраля. Весной художницу ждут новые выставки, в которых она участвует уже как организатор, а выставляться будут другие эстонские художники. Среди них - традиционная выставка акварелистов в Центре современного искусства в Рапла. Зато другая, уже живописи, в Музее нового искусства Марка Соосара в Пярну, которую раньше Роосвальт всегда курировала, из-за совпадения графиков работы обеих выставок откроется без нее. 

Александр АЙСБЕРГ
На фото:
Художница Мари Роосвальт
Инфопресс №06 (2021 г.)




На выставке "Сакральное" в церкви Святого Иоанна (Jaani kirik) в Таллинне

Возврат к списку



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс