Многие даже не подозревают, насколько им знакомо творчество Володина. В 1949 году Александр Лифшиц (настоящая фамилия драматурга), за плечами которого уже была пройденная война, окончил сценарный факультет ВГИКа, потом работал редактором на киностудиях «Ленфильм» и «Леннаучфильм».
Володин дебютировал как прозаик, опубликовав в 1953 году несколько своих рассказов. В 1954 вышла его первая книга – «Рассказы». Первая же пьеса – «Фабричная девчонка» (1956 г.), поставленная многими театрами СССР и пользовавшаяся большим успехом, за год сделала его одним из самых популярных советских драматургов. Через три года появляется пьеса «Пять вечеров», затем – «В гостях и дома» (1960 г.), «Старшая сестра» (1961 г.), позже экранизированная.
Через 20 лет пьеса «Пять вечеров» была экранизирована Никитой Михалковым, роли главных героев сыграли Людмила Гурченко, Станислав Любшин, Александр Адабашьян и другие известные актеры. Картина, как и пьеса Володина, имела успех, так как внушала веру в жизнь, обращалась к достоинству человека, звала к свободному выбору своей судьбы.
Александр Володин стал драматургом ленинградского БДТ, а вскоре и московского театра «Современник». Пьеса Володина «Назначение» (1964 г.) была поставлена в «Современнике» одним из его основателей Олегом Ефремовым, став «гвоздем» сезона.
Целый ряд фильмов, поставленных ведущими советскими режиссерами по пьесам Александра Володина, вошел в «золотой фонд» российского кино и был отмечен на международных кинофестивалях. Кроме того, со многими режиссерами драматург работал и в качестве сценариста. Например, с Сергеем Герасимовым в фильме «Дочки-матери», с Александром Миттой – «Звонят, откройте дверь!», с Элемом Климовым – «Похождения зубного врача», с Георгием Данелия – «Осенний марафон» и «Настя», с Аллой Суриковой – «Две стрелы».
В 1968 году Володин по собственному сценарию поставил фильм «Происшествие, которого никто не заметил». Но особое место в его творчестве занимает именно киносценарий «Осенний марафон» (1979 г.), ставший кинокартиной, в которой блистают такие актеры, как Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неёлова, Евгений Леонов, картиной, до сих пор пользующейся популярностью
В середине 70-х в драматургии Володина возникает новый жанр – пьеса-притча. Это «Дульсинея Тобосская», трилогия о первобытных людях «Выхухоль», «Ящерица», «Две стрелы», «Мать Иисуса» (она была поставлена только в 1988 году), «Кастручча», поставленная в том же 1988-м.
В 1984 году из-под пера Володина выходит пьеса «Блондинка», в 1985-м – пьесы «Графоман» и «Портрет с дождем». В 1990 году Александр Моисеевич публикует книгу «Одноместный трамвай (Записки несерьезного человека)», в 1993-м – книгу публицистики «Так неспокойно на душе (Записки с отступлениями)».
Всю жизнь Володин провел в Ленинграде, где и работал.
Наталья КОЛОБОВА
Фото автора
Труппа «Другого неба» во главе с режиссером Владимиром Вайкертом.
Инфопресс №14